13:37 06/06/2022

Царь-плотник, или как Петр I заложил основу Российского флота

9 июня в России отмечается 350 лет со дня рождения императора Петра I. Об основании Петром Алексеевичем российского флота, причем не одного, и о том, чем «аукнулось» это современным россиянам – в репортаже корреспондента «МИР 24» из Санкт-Петербурга Андрея Захарова.

«Он ходит на парусах не только по ветру, но и против ветра, которое меня в великое удивление привело», – так Петр вспоминал свои первые впечатления от найденного в Измайлове ботика. Освоив управление лодкой на Просянском пруду, к слову, немалых размеров, царю захотелось куда большего.

Так же бодро и уверенно, как сегодня по Финскому заливу, рассекает волны копия ботика Петра, молодой царь за год освоил полный курс артиллерийских наук в Кенигсберге, поработал плотником на верфях Амстердама, а пробелы в архитектуре и черчении заполнил в Лондоне на курсах кораблестроения.

Работать руками Петр начал даже раньше, чем эти воспитанники судомодельной лаборатории. Будущий царь без устали осваивал ремесла, языки и науки.

«Может, на конец следующего года уже начну следующий корабль», – говорит воспитанник судомодельной лаборатории Марк Федосков.

Они гордо называют себя продолжателями дел Петра. Ежегодно выпускники этого кружка поступают в морской технический. У царя были другие университеты.

Основывая модель-камору и перенимая британский опыт судостроения, Петр в своем указе от 1709 года напишет: «В назидание потомству модели и чертежи кораблей хранить вечно». Однако колыбелью русского флота считается вовсе не Петербург.

В период войн с османами первые попытки осады крепости Азов окончились неудачно. И Петр решил строить флот в Воронеже, чтобы по Дону спустить корабли в Азовское море. Второй поход против турок оказался удачным. Азовская флотилия в свое время была поважнее Балтийской. Но оказалась уничтожена по условиям невыгодного для России Прутского мира.

«И поэтому тот же самый Черноморский флот потом уже пришлось при Екатерине II уже вторично создавать, но Балтийский флот, созданный в Петербурге, до нынешних времен существует», – рассказывает кандидат исторических наук Николай Смирнов.

О славных походах Балтийской флотилии написаны сотни полотен. К 350-летию Петра Русский музей восстановил знаковую картину Айвазовского. Художник запечатлел эпизод, когда царь, спасая свой флот, разжигает на берегу костер, служащий маяком. В этом весь Петр Алексеевич – то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник.