Два века назад в России появился уникальный художественный промысел. На знаменитых черных жостовских подносах расцвели яркие букеты. В чем секрет популярности изделий подмосковных мастеров, выяснила корреспондент «МИР 24» Анастасия Сорокина.
Этот станок называется гильотина. Здесь вырезаются заготовки для подносов, на этом штампе выбиваются дно и край, а уже на следующих двух край получает свою фирменную, чуть загнутую форму.
После подносы шлифуют и обжигают. Часть работы выполняется на станке, часть вручную. Затем заготовки едут в следующий цех. Подносы грунтуют, потом сушат, покрывают черной эмалью и еще раз сушат в печи.
Рисунок будто светится изнутри – это фирменный жостовский стиль. Такой эффект достигается многослойностью. На фабрике трудится 40 художников. В мастерских запах масляных красок смешивается с ароматами сирени, ландышей и тюльпанов, они повсюду. Мастера не скрывают, что вдохновение черпают у природы.
«У нас полная импровизация. Все сразу от руки из головы идет. Но все равно традиции промысла мы не должны забывать. Жостовский мазок – это не просто взял кисточку и положил. Он идет из глубины души, откуда-то из нутра идет», – сказала художник Нина Большова.
После того как сделан последний мазок, подносы покрывают лаком.
«Это будет уже финишное покрытие. Потом мы ставим его сушить и сдаем на склад. И он уходит в магазин как продукция», – отметила лакировщик Ольга Колякова.
Этому художественному промыслу без малого два века. И интерес к нему продолжает расти. В день выпускается около 100 подносов, в месяц – 2000. Цена самого маленького – 1000 рублей., стоимость большого может быть больше 100.
«Это наши истоки, это наша культура, наш генокод. Кто бы к нам ни приходил, кто бы ни видел – молодые, дети – что-то в душе у них переворачивается. Что-то они видят родное, интересное, знакомое», – заявил главный художник Жостовской фабрики, заслуженный художник Михаил Лебедев.
Подробнее в сюжете: Культура и искусство