В Ереване в Национальной галерее показали знаменитую статую «Слава труду». В советское время это был собирательный образ армянских трудящихся. В 1990-х годах памятник демонтировали, а потом и распилили. Сегодня части представили публике, сообщает корреспондент «МИР 24» Армен Осипянц.
«Это часть нашей истории, памятник украшал рабочий район, был его символом, прославлял труд. Я помню, когда состоялось его открытие, люди очень хорошо его восприняли», – говорит посетительница выставки Арменуи Григорян.
Скульптура «Рабочий» выполнена из чугуна, изнутри укреплена железнодорожными рельсами. Ее автор – прославленный скульптор, член-корреспондент Академии художеств СССР Ара Арутюнян. Над памятником работал полгода. Установили его в 1982-м в одном из рабочих районов Еревана. Однако в 1997-м за одну ночь городские власти его демонтировали, только на следующий день сообщив автору. Тогда он болел, и эта новость сильно ударила по его здоровью.
«Городские власти тогда объясняли причину демонтажа тем, что статуя не имела художественной ценности, а олицетворяла лишь коммунистические идеи. Я считаю демонтаж вандализмом по отношению к нашему культурному наследию. Ведь вне зависимости от смены эпохи, разных деятелей, снос произведения искусства – это вандализм», – говорит заведующая отделом скульптуры Национальной галереи Армении, куратор выставки Мариам Давтян.
Долгие годы памятник хранился на территории одного из бывших заводов. По словам сына скульптора, тогдашние власти хотели расплавить его и продать за рубеж в качестве лома. Но им это не удалось: к тому времени в стране не осталось доменных печей: их вывезли. Однако впоследствии памятник кто-то распилил – и большая часть его исчезла.
Вторую жизнь рабочему дали в Национальной галерее Армении. Специалисты привезли фрагменты статуи, почистили их и организовали выставку. В свое время скульптура обросла городскими легендами. Кто-то говорил, что автор задумал ее как армянский вариант «Давида» Микеланджело. Другие утверждали, что в руке «Рабочего» молот или свернутая газета «Правда». Все это, конечно, мифы.
«Художественная ценность монумента в его динамике. «Рабочий» словно в движении, а его кулак будто готовится нанести удар молотом. Что касается визуальных характеристик, то черты лица очень брутальны, взгляд строгий, но в нем просматривается небольшая улыбка», – объясняет Мариам Давтян.
Кто поставит точку в этой истории, пока неясно. Национальная галерея Армении и члены семьи скульптора хотят возродить чугунного исполина. Но чтобы решить его дальнейшую судьбу, должны подключиться профильные госструктуры.