В Азербайджане начался сбор меда. В этом году, по оценкам экспертов, его производство выросло на 20%. На пасеке побывала корреспондент телеканала «МИР 24» Нигяр Золина.
Дом семьи Мамедовых в азербайджанской Габале знает каждый. Они потомственные пчеловоды и на пасеке следуют правилам своих предков. Розы, гранат, акация – это не для красоты, а для пчел. Они здесь хозяева. Как в любом медовом царстве, здесь есть пчеломатки. Они живут отдельно от рабочих пчел и занимаются созданием потомства.
Заходить к пчелам нужно в полной экипировке. По словам пасечника, одеваться так должны только чужие. Хозяина пчелы знают и не трогают. Пчеловод может смело осмотреть каждую рамку.
«Мед считается готовым к употреблению, когда рамка на одну треть запечатана воском. В нем тогда количество воды меньше на 20%. Он считается зрелым медом и может храниться вечность», – рассказал глава ассоциации пчеловодов в Габале Анар Мамедов.
Чтобы пчеловодам было легко собрать мед, они используют дым. Во время пожара у пчел срабатывает инстинкт самосохранения, и они начинают запасаться медом, не обращая внимания на чужаков. Но главное – не переусердствовать, ведь большое количество дыма может разозлить пчел.
Все улья окрашены в разные цвета. Это сделано для того, чтобы пчелы не путали свои дома, если прилетят издалека. Ведь у каждого улья на страже стоят две пчелы, которые по запаху определяют своих и чужих.
«У пчел можно многому научиться. Главное – внимательно следить за ними. Ежедневно 250 наших пчелиных семей выпивают не меньше 15 литров воды. Еще они способны распознать запах цветка с нектаром на расстоянии более двух километров», – сказал сын главы хозяйства Полад Мамедов.
Среди множества сот две – особенные. Ими пользовался еще дед Анара Мамедова. Они самые полезные, потому что их соткали сами пчелы. Соты полностью запечатаны, и открыть их можно будет только в августе. Процесс созревания меда в таких сотах полностью самостоятельный, без вмешательства человека. Именно в них в прошлом году удалось собрать первый урожай лавандового меда.
«Идея посадить лаванду пришла спонтанно. Когда покупал семена, меня предупредили: не жди цветения в первый год. Но, к моему удивлению, все получилось наоборот. Она зацвела, а эти соты стоят рядом с лавандой и, конечно, пчелы первым делом будут брать пыльцу из ближайших цветов», – пояснил Анар Мамедов.
Сцеживать мед Анару помогает мать. Перед откачкой она использует специальные пасечные вилки, чтобы распечатать соты. Это делается для того, чтобы мед мог стекать. Потом рамки помещают в медосборник и начинают его крутить. Когда мед выстреливает из своих сот, кажется, что это шум дождя.
«Из одной рамки у меня получается собрать четыре килограмма меда. Но есть один секрет: в сотах надо оставить хотя бы 20% меда. Это нужно для пчел. Они будут есть его зимой. Всем секретам ремесла учил меня дедушка, потом я – своего сына. А теперь уже сын и внуки занимаются основной работой, а нам с мужем остается им только помогать», – рассказала Лейла Мамедова.
Глава семейства помогает сыну продавать мед. Но выручка не главное. Важно поделиться с покупателями знаниями.
«Я могу говорить о меде вечно. Ну не могу я просто продать мед, я хочу, чтобы люди понимали, что это такое, как отличить хороший от плохого и для чего он нужен. Например, каштановый мед нужно есть при болезнях сердца и сосудов, также он полезен для мочеполовой сферы. Правда, он немного горчит, но если слегка подогреть продукт, горчинка пропадает. При этом нужно следить, чтобы температура не превысила +38ºС», – сказал Видади Мамедов.
За 10 лет производство меда в Азербайджане увеличилось в пять раз. Продукт идет не только на внутренний рынок, но и на экспорт – в Японию и Арабские Эмираты. Министерство сельского хозяйства и Ассоциация пчеловодов в Азербайджане регулярно проводит ярмарки, на которых местные производители могут представить свой мед.
Подробнее в сюжете: Сельское хозяйство
Читайте также: