Власти Египта отменили все ограничения, связанные с коронавирусом. Туристам больше не нужно предъявлять ПЦР-тест и прививочный сертификат. Сколько россиян сможет принять страна пирамид этим летом и во сколько обойдется поездка, рассказал телеканалу «МИР 24» председатель совета директоров туристической компании Дмитрий Горин.
– Начнем с самого важного – с цен. Как изменилась стоимость недельного тура на двоих по сравнению с прошлым годом?
Дмитрий Горин: Цена меняется постоянно с учетом волатильности курсов валют. Если в марте курс евро и доллара был 120-130 рублей, а сейчас он 59-60 рублей, то, конечно, и цена в пересчете меняется. Но на стоимость путешествий и в Египет, и в другие зарубежные направления влияет количество рейсов. Так как их меньше, то цена не так быстро меняется, как хотелось бы нам и туристам. Египет все-таки, благодаря большому количеству открытых отелей и туристической перевозки, предлагает интересные и более бюджетные направления по сравнению с другими странами.
Средняя цена, которая сейчас есть на рынке, включая не дешевый перелет, это 90-110-120 тысяч рублей на двоих в отель «Все включено». Включая, естественно, и перелет, который сегодня стал большей продолжительности из-за облета территорий. Цена стала выше, чем была в 2021 году, примерно на 20%.
– Есть разница в цене между Хургадой или Шарм-эль-Шейхом? Или все от отеля зависит?
Дмитрий Горин: На самом деле, цена зависит только от авиаперелета. Ну и, конечно, от категории гостиницы. В Хургаду и в Шарм-эль-Шейх рейсы сейчас открыты. У нас снимаются и коронавирусные ограничения по миру. Поэтому Египет, наверное, будет давать больше предложений в осенне-зимнем периоде, когда начнется высокий сезон.
– А что с регулярными рейсами? И летают ли туда чартеры?
Дмитрий Горин: Сейчас корректируется полетная программа в Египет. Есть и регулярные чартерные рейсы. Они выполнялись авиакомпанией Jet Air и рядом российских компаний, которые выполняют, в том числе, чартерные туристические рейсы. В рамках турпакетов цена получается более доступной, чем если покупать отдельно билет и отдельно отель. Рейсов, увы, не так много. Это связано с риском ареста самолетов. У нас сейчас из 1200 самолетов за рубеж может летать не более 40 самолетов иностранного производства и 148 самолетов Sukhoi Superjet российского производства. Из-за этого рейсов не так много, как хотелось бы.
– Страна пирамид – это не только пляжный отдых, но и экскурсии. Расплачиваться картой МИР можно?
Дмитрий Горин: Нет, в Египте карта «Мир» не принимается. Конечно, мы ведем переговоры о том, чтобы различные платежные системы работали. В Египет можно брать с собой карту платежной системы Union Pay, которая предоставляется и российскими банками. Или зарубежную карту Visa, Mastercard, которую наши туристы делают в Узбекистане, в Армении, в Беларуси и других соседних государствах. Ну и, конечно, наличные деньги. Это доллары и евро, их можно поменять в обменных пунктах. Так как лимиты позволяют, хоть и немного, валюту можно покупать уже в России при наличии ее в банке.
– Египетские курорты ежегодно конкурируют с турецкими. Не могу не спросить про отдых в Турции. Где в этом сезоне дороже и насколько?
Дмитрий Горин: Здесь надо сказать, что в Турцию летает больше рейсов. Только турецкие авиакомпании выполняют 437 рейсов в неделю из России, и еще около 200 рейсов делают российские авиакомпании в неделю. К примеру, в Египет выполняется всего около 30-40 рейсов максимально в неделю. В Турции сейчас высокий сезон, это здоровая конкуренция.
В любом случае, рейсов все равно не так много. Если, например, в 2019 году мы смогли отправить в Турцию 6,9 млн человек, то максимальная емкость рейсов, которые открыты сейчас, – это не более 3 млн туристов, которых в этом году мы сможем отправить по существующим предложениям.
– Кстати, в Турции воспользоваться картой МИР получится?
Дмитрий Горин: Да, карту МИР принимают четыре банка Турецкой республики. Это не все банки, не все торговые точки. Но надо помнить, что иногда карты российских банков, которые находятся под санкциями, тоже не работают и в этой стране. Конечно, проще через карту «Мир» снимать турецкие лиры. Сейчас, с учетом волатильности валют, а также инфляции в Турции, курс привлекательный, – 3,8 рублей. Но также можно оплачивать долларами и евро, меняя их в обменных пунктах. А сейчас, для удобства туристов, многие гиды имеют POS-терминалы для оплаты экскурсий на месте. Cистема платежей – это те ограничения, которые еще есть.
– А правда, что из-за ограничений в авиаперевозках спрос и в Турцию, и в Египет превосходит предложение?
Дмитрий Горин: Да, по Турции, по нашим оценкам, примерно в два раза спрос превышает количество предложений. И так как самолеты из центральной части России летят уже не три часа, а примерно пять часов, рейсы следуют через территорию Казахстана, то это приводит к дополнительным затратам на топливо и более дорогой авиационной перевозке.
Отели Турции не существенно повышали цены, несмотря на инфляцию в этой стране за прошедший год в 69%. Коррекция была всего на 10-15%.
Но, опять-таки, стабильный курс валюты сейчас выгоден для покупки туров. А так как у нас действует несколько курсов – биржевой, Центрального банка, безналичный курс банка и наличный курс банка, то разница очень существенная. Если, например, безналичный курс – это 60-64 рубля, то курс наличной валюты сейчас 84 рубля. Турфирмы исходят из безналичного курса валюты, и туристы, фактически, экономят 20 рублей с каждого евро или доллара.
– Если на горящие туры не приходится рассчитывать, за какое время советуете покупать путевки на курорты Средиземного и Красного моря?
Дмитрий Горин: Покупать лучше сейчас, потому что из-за дефицита авиабилетов по многим рейсам сейчас уже до июля нет мест. Есть места на конец июля, на весь август. Появятся, конечно, предложения и на июнь.
Мы очень ждем решения авиационных властей по утверждению авиационных квот в Турцию на ближайшие даты. Не надо забывать, что туроператоры еще выполняют миссию переноса или выполнения обязательств перед туристами по отмененным турам. А это немаленькая цифра. С февраля туры в Турцию были отменены на 15 млрд рублей, это 500 тысяч человек. Мы эти обязательства выполняем как раз с учетом расширения полетных программ.
– В качестве итога, как думаете, какова вероятность того, что ситуация с количеством авиарейсов на популярные у россиян курорты улучшится в ближайшее время?
Дмитрий Горин: С учетом действующих рисков и ограничений, прогнозы строить крайне сложно. Так как именно для туристической отрасли основной вопрос – это наличие авиационного флота, страховок и разрешений авиакомпании. Так как флот ограничен, говорить о каком-то существенном увеличении рейсов еще рано. Наверное, здесь должны быть межгосударственные договоренности с учетом гарантии безопасных перелетов.
И самое главное. Чтобы полетные программы выполнялись, надо помнить о том, что уже 52 страны отменили коронавирусные ограничения, не только Турция и Египет открыты. Для российских туристов открыты все страны практически без исключения. Но в ряд стран мы не можем использовать прямые перелеты. Это, прежде всего, популярные страны Европы. Здесь мы предлагаем транзитные рейсы, так как проблем с визами нет, и отели принимают наших туристов по всему миру.
Подробнее в сюжете: Гости эфира
Читайте также: