Из России в Грузию можно добраться самолетом через третьи страны. А можно и на машине через перевал Верхний Ларс. Но каждый год летом на КПП гигантские пробки. Стоят фуры, в основном из Армении. Для них это самый короткий путь в Россию – через Грузию. Везут, в первую очередь, фрукты. О том, как армянские абрикосы добираются до российских прилавков, – в материале корреспондентов телеканала «МИР 24».
В Армении разгар сбора абрикосов. В этом году урожай небывалый, собирают по восемь тонн с гектара. Фермеры торопятся, фрукты нужно доставить до потребителя максимум за 10 дней. Иначе товар испортится, не помогут и рефрижераторы.
Ежегодно из страны экспортируется порядка 20 тысяч тонн абрикосов. Большая часть – в Россию. Фуры едут транзитом через Грузию. В этом году поставки оказались под угрозой срыва из-за проблем на российско-грузинской границе. Большегрузы по 20-30 дней простаивали на пропускном пункте «Верхний Ларс». Ситуацию удалось решить только после встречи министров России и Армении. Максим Решетников и Ваган Керобян упростили таможенное оформление для скоропортящихся товаров.
Если со скоропортящимся товаром вопрос решен, то весь остальной груз, который направляется в Россию, пока что вынужден простаивать неделями. Большегрузами забиты все трассы, и Военно-грузинская дорога, и автомагистраль Батуми – Тбилиси. На обочине мест нет. В стране сейчас, по самым скромным подсчетам, около трех тысяч фур. Если всех их выстроить в одну линию, получится колонна в 40 километров. По государственным номерам можно изучать географию. Больше всего армянских машин.
«Мы уже здесь ровно 24 дня с момента пересечения границы. И пока неизвестно, сколько времени придется простоять. Нет ни воды, ни душа. Представляете, в такую жару мы на одном месте находимся. Не пойдем же гулять по округе», – сказал водитель фуры Арам Мелитонян.
Такой коллапс на руку владельцам придорожных кафе. Ежедневно водителям нужно как минимум 500 рублей только на питание. Завтрак, обед и ужин – прямо на обочине.
«С 7-го числа в машине. Надо кого-нибудь из начальников сюда на недельку. Тогда бы посмотрели, каково. Хотя бы пустые машины пропустили. Зачем мы здесь? Сделай для пустых коридор», – рассуждает водитель фуры Эдуард Кайтов.
Первые заторы на Военно-Грузинской дороге появились еще в 90-е годы прошлого века. В 1991-м было прервано железнодорожное сообщение. Перевал фактически превратился в единственную транспортную артерию, связывающую Россию с Грузией и Арменией.
«Я всю жизнь провел на этой дороге. Начал работать на машине сразу после школы. Я фактически дома как гость. Все время в пути. Грузовики современные, а проблемы те же. Простои, ожидания, затраты», – сказал водитель Гия Чочиев.
Затраты увеличиваются. Теперь с каждой машины, въезжающей в Грузию, придется платить не 200 лари как раньше, а 350. В переводе на рубли транспортный налог увеличился с 4 тысяч до 7 тысяч рублей. Парковка на границе выросла. Тарифы не менялись уже 12 лет. Сейчас, когда машин стало в разы больше, грузинские власти решили подзаработать: казну нужно пополнять.
«У нас, по последним данным, двузначный экономический рост. Это и экспорт, и туризм, и другие доходы. Бизнес позитивно реагирует на стабильность в регионе и позитивное сотрудничество», – считает премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили.
Почти за полгода транзитом через Грузию проехало около 300 тысяч большегрузов. Поступления в бюджет солидные – больше 48 миллионов лари. Деньги капают с каждой машины, а затрат никаких. Даже на создание минимальных условий для водителей. Тех же туалетов и душевых – хотя бы платных.
Уже несколько дней для армянских абрикосов здесь горит «зеленый свет». Фуры с фруктами через Верхний Ларс пропускают в первую очередь. И благодаря договоренностям России и Армении досмотр они проходят не на грузинской, а на российской стороне, отъехав на более свободное место.
В это время года здесь всегда оживленно. При пропускной способности 400 машин в день границу в Верхнем Ларсе пересекают порядка 900 фур и автомобилей. Пограничники работают на пределе. Верхний Ларс – самый короткий сухопутный маршрут для транзита грузов в Россию из Ирана, Турции, Азербайджана и Армении. Из-за логистического кризиса машин стало больше. То, что раньше перевозили по Черному морю, теперь перевозят через Ларс. По сути, КПП превратился в бутылочное горлышко. Надежда только на реконструкцию. Начнется она в следующем году. Тогда пропускная способность увеличится в 6,5 раза – по 2,5-3 тысячи машин в сутки. А пока пограничники организовали дополнительный пропускной пункт. Это еще 200-300 машин в сутки. Но кардинально ситуацию это вряд ли изменит.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе