Обувная фабрика в подвале собственного дома – как вам такое? Причем, когда мы говорим «обувь» – мы подразумеваем настоящие, кожаные, качественные, стильные и красивые модели. В Кыргызстане живет мастер, который вручную шьет такие сапоги, которые сможет повторить не каждая обувная фабрика. Опыт и мастерство позволяют выполнять заказы любой сложности: от специальной обуви для мусульман до изящных женских сапог. Помогают ему в этом внуки. Мужчина оборудовал подвал своего дома в мастерскую и целыми днями занимается любимым делом.
Ему было всего три, когда он начал изучать обувную мастерскую отца. Абдулла Мадрахимов продолжает дело предка уже почти 60 лет. Делает вот такие мягкие, удобно сидящие на ноге, без каблуков и твердой подошвы кожаные гольфы – маасы. Это национальная и любимая обувь многих мусульман, особенно пожилого возраста. История их появления уходит в V-VII века нашей эры.
«Мы на базаре никогда не продаем их, работаем с клиентами по телефону. У нас есть специальный журнал, в котором написано, у кого какой размер. Из Таласа, например, Эрмек звонил, он у нас великан! Мы сразу ищем его размеры в книжке, делаем и на такси отправляем ему, уже завтра он получит свой заказ», – говорит обувной мастер Абдулла Мадрахимов.
В среднем цена качественной пары маасы – около 2 тысяч рублей. На базаре можно найти более дешевую альтернативу. А еще тут продаются галоши, которыми и дополняется обувной комплект. Интересно то, что местные знатоки доверяют исключительно российскому производителю.
- Самая лучшая резина, возим из Томска, только Томский завод делает. А остальные, китайские – нет. Мы их тут только ремонтируем.
- А зачем их ремонтировать? Они в плохом качестве?
- Нет, качество хорошее! Вид не очень. Мы задники подшиваем, в общем, делаем так, чтобы можно было дольше носить.
В Оше сегодня работает более 20 компаний по производству национальной обуви. Как правило, это целые семейные институты, где все тонкости ремесла долгие годы передаются из поколения в поколение. Себе в ученики Абдулла Мадрахимов уже тоже взял двоих внуков. Склонившись над работой, они могут просидеть так весь день. У каждого свой ответственный этап пошива национальной обуви.
«Было в начале очень тяжело, точнее казалось, что все сложно. Но сейчас, когда уже умеешь и лекала вырезать, и сшить детали между собой, даже поклеить, понимаешь, что пока самое простое получилось освоить, теперь пора учиться более тонкому и сложному», – рассказывает внук Халмухамедов Абухраира.
Мужчина уже давно занимается не только производством маасы, но и обычной кожаной обуви, которая по своему качеству не уступает импортной. Для этого много раз ездил в Турцию и Индию, перенимал опыт производителей с мировым именем.
Женские и мужские сапоги разных фасонов, стилей и цветов шьются исключительно вручную. Абдулла использует только турецкие кожу и клей. Говорит, потому, что есть гарантия от изготовителя 10 лет. А знак качества для мастера – самое ценное. Сырьем становится коровья, овечья, козья и даже собачья кожа и шерсть.
«Нашим кыргызским парням, которые работают в Якутии, холодно. Вот они и заказывают у нас, мы специально для них делаем обувь. Клиентов из России у нас очень много», – говорит Абдулла Мадрахимов.
И теперь, когда он научился работать не хуже, мечтает об одном – чтобы было кому передать опыт. Для этого мастеру по производству обуви нужен небольшой цех, где он мог бы готовить учеников. Но найти подходящее помещение пока не получается, несмотря на множество обращений в госорганы.
«Мне уже 63, сколько мне осталось, я не знаю. Надо учеников найти, чтобы после себя цех оставить. Чтобы люди знали, что у нас в Кыргызстане тоже такие шьют. Не только Турция, но и у нас тоже такие делают», – рассказывает Абдулла Мадрахимов.
Сегодня у мастера в базе клиентов более 4 тысяч человек. Маасы он тоже видоизменил – из привычной формы в более современную. И приятно удивился, когда понял, что интерес к национальным вещам появился и у молодежи. А чем больше людей греют ноги в его обуви, тем теплее становится на душе, резюмирует мастер.
Подробнее в сюжете: Мировой сюжет
Читайте также: