Об этом телеканалу «МИР 24» рассказала научный руководитель проекта, доцент, завлабораторией экологического строительства Владимирского государственного университета Любовь Закревская.
- Материал, о котором мы говорим, относится к типу костробетонов. Давайте об этом поговорим, объясним, а что это такое?
Любовь Закревская: Всем известен арболит, он давно выпускается. То есть это бетон на основе вяжущего и наполнителей из древесины. Костру конопли можно отнести тоже к древесине.
- То есть это получается растительный бетон своего рода?
Любовь Закревская: Органический бетон, да.
- Насколько я знаю, ваша разработка получила патент. Вроде бы костробетоны уже известны какое-то время. Но, насколько я понимаю, ваша разработка уникальна. В чем именно?
- Получается, то, что раньше уходило просто в мусор, теперь превращается в строительный материал?
Любовь Закревская: Совершенно верно, да.
- А сколько времени заняла эта работа по созданию бетона из конопли и доломита, и кто в ней участвовал?
Любовь Закревская: Всего она заняла около пяти лет, и в основном это были студенческие работы. Инженеры нашей кафедры немножко помогали, участвовали в этом и московские ученые. В частности, из МИСИ, из МИИТа, на конференциях мы выступали. Много мы получили от белорусских ученых, у них есть уже такой опыт.
В настоящее время в Хосте строится целый поселок из подобных бетонов. Но, в отличие от них, у нас другое вяжущее. Если они делают на цементе, то мы делаем на отходах доломита.
- Да, в тех статьях, которые я видел, указывается, что в качестве вяжущего компонента используется цемент. А у вас, получается, такая безотходная технология. В чем главные плюсы созданного вами материала?
Любовь Закревская: Во-первых, это экологически чистый материал. Вот этот наполнитель, костра технической конопли, она полезна для человека. Кроме того, она биологически очень стойка. Ее грызуны не употребляют. То есть эти дома, эти стены не подвержены грызунам. Уже есть опыт строительства таких домов и в сельской местности, малоэтажных домов, детских садиков, больниц, то есть там, где очень важна биологическая стойкость.
- То есть, помимо технологической стойкости, насколько я понимаю, костробетон – это все-таки материал с органическим наполнителем. Насколько он устойчив к внешним воздействиям?
- Получается, что из бетона строится базовая часть стены, которая и снаружи, и изнутри может отделываться так, как необходимо обустроить то или иное здание?
Любовь Закревская: Да, совершенно верно. Еще забыла упомянуть о высоких теплоизоляцилонных качествах этого бетона. Дополнительного утепления эти стены не требуют.
- Какой толщины должна быть костробетонная стена, если сравнивать с деревом, с кирпичом? Насколько толще должна быть деревянная стена?
Любовь Закревская: Где-то в полтора раза тоньше, чем кирпичная, и почти столько же, как деревянная. С деревом, конечно, трудно сравнивать, мы просто не проводили этих исследований. Вернее, не считали математику по теплопроводности. Но если у нас кирпичная стена должна быть 2,5 кирпича, то из костробетона достаточно сделать половину толщины.
- То есть совсем тонкая. Ну тогда очень важный момент в использовании любого строительного материала, его цена. Насколько он экономически выгоден?
Любовь Закревская: По сравнению с выпускаемым сейчас арболитом, дешевле как минимум на 30%.
- То есть сразу можно посчитать, насколько дешевле получается то или иное строение. Вы говорили, малоэтажная застройка, частные дома. Понятно, что в высотных зданиях он не применим. А промышленные какие-то здания можно из него строить?
Любовь Закревская: Нет, он вполне применим и для высотных зданий, и для промышленных зданий. Из него можно делать перегородки очень успешно. У него высокие теплоизоляционные качества, но и конструкционные качества тоже достаточно высоки. Он вполне пригоден.
- А до какого количества этажей это применимо при строительстве внешних стен, когда коробка здания ставится?
Любовь Закревская: Да сколько угодно. Здесь нет никаких ограничений.
- Насколько я понимаю, ваша разработка уже прошла испытания практикой. Можете рассказать, какие здания построены из этого материала уже сейчас?
Любовь Закревская: Вы знаете, в нашей лаборатории мы разработали состав. И один из частных застройщиков по этим разработкам построил себе дом. Это частный дом в районном городе нашей области, это первый опыт. Сейчас, конечно, очень много появилось даже инвесторов, которые согласны использовать наши разработки в организации производства легкого бетона. Особенно там, где выращивают коноплю. Это Владимирская область, это Мордовия, это Нижегородская область, Ивановская. То есть наши регионы готовы.
- Заказы на рынке уже есть, и производители говорят: «Дайте нам эту технологию, мы сейчас начнем вести строительство из костробетона».
Любовь Закревская: Да, но технологии надо просто разработать. У нас сейчас разработки опытно-промышленные, а люди хотят уже промышленных технологий, конечно.
- То есть это были лабораторные исследования, испытания опытно-промышленные, то есть небольшие исследования. А для индустрии нужна совсем промышленная технология в больших объемах?
Любовь Закревская: Да, это нужно уже серьезное оборудование, его параметры. В принципе, ничего уникального в нем нет. Но нужно отработать на производстве всю технологию, чтобы запустить это оборудование.
- Ну и как специалист, ответьте на опрос: сколько времени потребуется, чтобы отработать эту технологию массового производства, и через какое время мы увидим блоки из костробетона уже в широком использовании?
Любовь Закревская: Я думаю, что быстрее всего у нас пойдет дело с мордовским инвестором, который уже приезжал и готов вкладывать деньги. Я думаю, что новый урожай, который соберут и в Мордовии, и во Владимирской области, уже будет использован. И где-то к концу года, я надеюсь, мы сможем запустить производство.
Подробнее в сюжете: Гости эфира