12:41 07/07/2022

Многогранный Марк Шагал: чем, кроме живописи, увлекался мастер сюрреализма?

Фото: Сергей Николаев © ТАСС

На его полотнах люди и лошади взлетают в воздух, а коровы играют на скрипке. 135 лет назад родился Марк Шагал – один из самых противоречивых художников XX века. Помимо живописи, он сочинял стихи на идише, а еще иллюстрировал книги и создавал декорации для спектаклей. Об этой стороне творчества мастера рассказала корреспондент «МИР 24» Мария Бежина.

Шагал чувствовал на себе ответственность, приступая к работе над оформлением зала Еврейского театра в Москве. Он знал, что его работа определит путь, по которому пойдут актеры и режиссер.

«Когда состоялась премьера, зрители были восхищены декорациями Шагала и оформлением зрительного зала. В Москве этот зал получил название «Шагаловская коробочка» из-за своей камерности и росписи, которая окружала зрителей», – объяснила старший научный сотрудник Третьяковской Надежда Мусянкова.

За два месяца Шагалом было создано девять больших работ. Но после переезда и закрытия театра плафон для потолка и занавес не сохранились, а семь найденных картин передали в главную галерею страны.

В Третьяковке панно пролежали в свернутом виде полвека. Разворачивали их лишь единожды, когда в Москву приехал сам Шагал в 1973-м. Художник был удивлен, что полотна сохранились, даже прослезился. И по просьбе сотрудников музея подписал каждую работу.

В 1990-х панно для Еврейского театра долго путешествовали по всему миру. В России же впервые выставили в начале 2000-ых. И только в 2016-ом они заняли свое место в постоянной экспозиции. Через три года после масштабного живописного проекта для Еврейского театра Шагал приступает к не менее значимой, но уже графической работе.

«Мертвые души» – первая крупная работа Шагала в книжной иллюстрации. Заказал ее Амбруаз Воллар, но произведение, над которым будет работать, художник выбрал сам.

«Ирреальность, которая характерна для тех образов и того образа мироздания, который рисует Гоголь, она свойственна и работам Шагала», – отметила хранитель музейных предметов Московского Дома Гоголя Екатерина Малахова.

96 гравюр на металле. Каждый лист можно рассматривать как отдельное графическое произведение. Шагал следует за гоголевским рассказом практически буквально.

Издание с офортами предназначалось для музеев и частных коллекций. В тираж вышло всего 368 экземпляров. Но желающих прочитать «Мертвые души» именно с этими иллюстрациями до сих пор множество. Поэтому книга с гравюрами Шагала переиздавалась не раз. Вот, например, одна из них.

Шагал проиллюстрировал полтора десятка книг, создавал витражи для соборов в Израиле, Франции, Америке и Англии, оформлял театры, расписал плафон для Парижской оперы и создал 13 неповторимых задников, занавес «Триумф музыки» и 120 костюмов к спектаклю «Волшебная флейта» в Метрополитен-опера.

«Замысел его был сверхсложным. Когда Метрополитен-опера обратилась к Шагалу, они, возможно, в какой-то момент пожалели об этом. Потому что Шагал потребовал от них, чтобы каждый эскиз его был воплощен с фотографической точностью на сцене», – подчеркнул искусствовед, куратор выставки «Марк Шагал. Проекция во времени» Андрей Райкин.

Шагал отдал должное многим течениям своего времени, положив начало целому направлению живописи XX века – сюрреализму. Но остался верным лишь своему уникальному стилю.