Суровая кочевая жизнь научила казахов быть ловкими, отважными и сильными. Эти качества старались развивать в детях с малых лет. И девочек, и мальчиков обучали таким навыкам как езда верхом, стрельба из лука, борьба. Наиболее сильных людей называли палуанами (богатырями, великанами) и верили, что необыкновенная способность им досталась в дар от Аллаха.
Айтыс поэтов, байга и казак күресі – это то, без чего невозможно представить казахскую степь. Древнегреческий писатель Клавдий Элиан (II-III вв. до н.э.) писал: «Если джигит захотел жениться на понравившейся ему девушке, он обязан был побороться с ней на ковре. Если в этом поединке побеждает девушка, тогда повергнутый джигит оказывается у нее в повиновении. Только у сильных и крепких джигитов росла слава, и только они держали власть».
А объехавший страны центральной Азии известный итальянский путешественник Марко Поло в своих исторических записках также отмечал, что искусство поясной борьбы в странах саков, развиваясь, стало одним из видов армейско-прикладной тренировки, и наравне с юношами в борьбу вступали и девушки. Еще один путешественник Рей Гонзалес Клавдихо, отправленный Кастилием Генрихом ІІІ, приводит ценнейшие сведения. Он имел честь присутствовать на поединках на поясах лучших палуанов дворца знаменитого Тимура. Если учитывать, что это было в 1403-1406 годах, становится понятно, что правила поясной борьбы появились еще раньше.
Очень важен тот момент, что в летописях истории есть факты того, что властелин Тимур уделял большое внимание поясной борьбе и любил ее смотреть. За победу в славных, тяжелых поединках палуанам дарились подарки, сувениры, сделанные из золота, серебра и других ценных материалов.
Академик, ученый Алкей Маргулан подчеркивает, что слово «балуан» («палуан») происходит от древнетюркского слова «блбл». Также он пояснял, что слово «балбал» в Орхон-Енисейских письмах означает «сильный», «громадный».
Прошли века, вид казахского национального спорта казак күресі развивался вместе с народом. В исторических рукописях очень много сведений про искусство борцов. Ярко описывают поединки палуанов Ильяс Джансугуров в поэме «Кулагер» и Габит Мусрепов вромане «Улпан».
Казак күресі сегодня известна во многих странах мира. Состязания по национальной борьбе выросли из республиканского уровня и сейчас проводятся соревнования мирового и континентального масштаба, чемпионаты Азии и Мира.
До начала ХХ века балуаны не распределялись по весовой и возрастной категории. Борьба проводилась по предварительно устно оглашенным правилам. Причем в каждом регионе существовали свои правила борьбы. Отличалась даже борцовская одежда, которая соответствовала климатическим особенностям местности. Правила в народе строго соблюдались и передавались из уст в уста. К примеру, были такие правила как «итжығыс», «бас аттау».
«Итжығыс» – это ситуация, которая происходила во время борьбы, когда соперники не могли сразить друг друга, или же в тех случаях, когда оба балуана падали одновременно на ковер и говорили, что это «итжығыс», то есть ничья. В данном случае они должны были начать борьбу заново.
«Бастан аттау» – это одна из древних примет казахского народа. Ее главное значение – перешагивание одного борца через голову другого. Казахи верили, что если борец перешагнет через голову противника, то вся сила пораженного перейдет в перешагивающего борца. Борец, который перешагнул через голову своего соперника, считается победителем.
Казак күресі была введена в программу республиканской спартакиады колхозников, которая проходила в 1938 году в Алматы. Так как было много желающих поучаствовать в поединках, они были поделены на группы, в легком весе до 65 килограммов, в среднем весе до 76 килограммов, и в тяжелом весе были те, кто был свыше 76 килограммов. Вторая спартакиада состоялась в 1939 году в городе Семей. А в 1955 году категории веса увеличились до восьми, были утверждены и опубликованы общие правила.
В 1952 году столица Туркменистана Ашхабад в программу игр Спартакиады между спортсменами Центральной Азии и спортсменами Республики Казахстан ввела и национальную борьбу. Здесь квалифицированные специалисты пяти родственных государств, посовещавшись, решили взять за основу правила национальной борьбы и приемы казак күресі. Потому что правила казак күресі близки к природе классической борьбы, и было ясно, что за ним – большое будущее. Считается, что человек, освоивший приемы и методы казак күресі, запросто может вступить в борьбу в стиле другого народа.
В отличие от других борцов, казахские палуаны борются, только стоя на ногах. Борьба в партере или лежа запрещена. Во время схватки стоя разрешается делать подсечки, зацепы ногами, но категорически не разрешается браться руками за ноги. Степняки считали все, что ниже пояса, срамными местами.
Главная цель – уложить противника на лопатки.
При этом важна не только сила, но и ловкость, а также ум. Опытный палуан может угадать, какой прием использует соперник. Национальная борьба на них богата. Это и подсечки (шалыплактыру, кагыплактыру), и зацепы (илиплактыру), и захваты (лактыражыгу). Есть еще броски с кружением, подворотом, перекатом, подсадом, прогибом и т.д.
А из-за укороченных рукавов в форме захват получается плотным, в таких условиях фирменный бросок «жамбас» становится эффективным. Борец с его помощью бросает противника на спину и одерживает победу.
Поединок длится пять минут. Но победа бывает и досрочной. А если случилась ничья, разыгрывают «белдесу». Хватают за пояс противника и пытаются повалить на пол. Кто первый упал или вышел за ковер, тот и проиграл.
Казахская борьба – малотравматичный вид спорта. Ведь здесь нет сворачивания рук, нет удушающих приемов. Нельзя использовать колено. А чтобы не повредить позвоночник при падении, спортсмены учатся правильно группироваться.
Если раньше борьбой занимались, чтобы лучше подготовиться к войнам, то сегодня казак күресі – это один из самых зрелищных видов спорта. Предугадать исход поединка почти невозможно. За силачами с интересом наблюдают на больших праздниках.
К примеру, в этом году в Нур-Султане состоялся ХІ республиканский турнир «Қазақстан Барысы», приуроченный ко Дню столицы.
По правилам турнира, в апреле-мае прошли отборочные соревнования на сельском, районном, городском и областном уровнях, а также среди военных силовых структур. В них приняли участие около пяти тысяч спортсменов по всей стране. Из них только 36 борцов получили путевки в финал.
Отличием нынешних соревнований стало то, что турнир прошел без очков «бук», когда соперник упал и коснулся ковра. Ранее из-за этого возникали спорные моменты. Теперь же, с одной стороны, борьба для спортсменов стала сложнее, а с другой, более динамичной и зрелищной. Спортсмены активнее идут в атаку и показывают зрителю красивую борьбу.
Победителю достаются не только золотой пояс и овации. На приз за первое место легко можно купить квартиру. Часто лучшим борцам дарят машины. Ну а самый большой за историю выигрыш составил 150 тысяч долларов.
В этом году главный приз достался Максату Исагабылову из Кызылординской области, второе место взял борец из Мангистауской области Нурдаулет Жарылгапов и замкнул тройку лучших Галымжан Кырыкбаев из Жамбылской области. Соответственно победитель турнира получил 25 миллионов тенге (3,2 млн рублей), золотой пояс и переходящий золотой «Тайтуяк». За второе место – 5 500 000 тенге (705 тыс. рублей) и третье место – 1 800 000 тенге (230 тыс. рублей), призеры также награждены серебряными и бронзовыми поясами.
Специалисты отмечают, что интерес к казахской национальной борьбе растет. Создана и активно работает национальная федерация, проходят чемпионаты – казак күресі, алембарысы, жасбарысы, в которых с удовольствием участвуют спортсмены из Монголии, Кыргызстана, России, Китая и других стран.
Соревноваться могут подростки с 14 лет, ну а начать заниматься казак күресі можно с семи.
Пять лет назад ЮНЕСКО отметила влияние казак күресі на укрепление отношений между общинами и внесло в список нематериального наследия человечества.
Алия Султан