170 стихотворений, 56 переводов, 45 кратких притч и философских трактатов из «Слов назидания» и почти два десятка мелодий, покоривших степь. Такое наследие оставил великий сын казахского народа Абай. 10 августа страна отмечает его день – День Абая. Новая праздничная дата появилась в календаре официальных праздников в 2020 году.
«Человек рождается на свет с плачем и уходит скорбя. В промежутке между этими двумя событиями, так и не изведав истинного счастья, не распознав до конца ценности и неповторимости дарованной ему жизни, он бездумно прожигает ее в унизительных ссорах и недостойных спорах. Спохватывается, когда жизнь уже на исходе. И только тогда начинает понимать, что ни за какие сокровища мира невозможно продлить ее хотя бы на один день. Жить хитростью, обманом, попрошайничеством – удел бездарных проходимцев. Веруй в Бога, надейся на свое умение и силы. На честный и самоотверженный труд даже твердь земная ответит всходами» (из «Слов назиданий» Абая Кунанбаева).
Он родился 10 августа (по старому стилю) 1845 года в местности Сырт-Каскабулак, что расположена в 100 километрах от Семея, в Восточном Казахстане.
Как жил поэт и мыслитель, как зарождались вечные творения Абая, мы узнаем в основном благодаря его главному биографу – Мухтару Ауэзову. Именно его перу принадлежит выдающийся роман-эпопея «Путь Абая», и именно он предложил впервые открыть дом-музей своего великого земляка в Семее. 16 октября 1940 года музей распахнул свои двери для посетителей в особняке Анияра Молдабаева, который был одним из воспитанников Абая. А в 1967 году этот исторический центр переехал в здание бывшего дома купца Ершова.
«Накануне 150-летия Абая, которое по решению ЮНЕСКО отмечалось на мировом уровне в 1995 году и было данью уважения всего человечества великому сыну казахского народа, было принято решение о расширении нашей музейной экспозиции, о реорганизации всего музея. Наш музей был укрупнен и превращен в музей-заповедник, а на его баланс было перенесено здание медресе, в котором учился Абай. Оно имеет большое историческое значение. Первые его произведения были написаны, когда он учился в медресе», – рассказывает заместитель директора музея Абая Мейрамгуль Кайрамбаева.
В этом году музей Абая отмечает свое 82-летие. За столь солидный срок было пережито немало, но первый в республике литературный музей выжил. И не просто выжил: сегодня это – государственный историко-культурный и литературно-мемориальный музей-заповедник Абая «Жидебай-Борили», один из крупнейших музеев Казахстана. Сейчас он объединяет девять музеев, посвященных знаменитым личностям казахского народа, в городе Семей, Абайском и Урджарском районах Абайской области, и является признанным духовным центром, гордостью народа.
«Это уникальный музей-заповедник, он кардинально отличается от других, будь то Азрет Султан, Берель, Бозок или Сарайшык. Наш музей охватывает территорию в 300 км от Семея в одну сторону и 700 км в другую. И он интересен тем, что посвящен нашим выдающимся личностям, нашим землякам. Это не только жизнь и творчество великого Абая Кунанбайулы, но и Мухтара Ауэзова. Дом-музей Ауэзова в местности Борил – это наш отдел в Абайском районе. Кроме этого, в Абайском районе, где 6400 гектаров заповедной зоны, расположены дом-музей Абая, охотничий дом Шакарима, мавзолейный комплекс Абай-Шакарим, могилы матери и бабушки Абая – Улжан и Зере. А в Урджарском районе находится дом-музей акына Асета Найманбайулы», – делится заместитель директора.
Фонды музея огромны, они насчитывают более 21 тысячи экспонатов, научная библиотека музея хранит более 16 тысяч изданий. Самые ценные и важные из них представлены в экспозициях музея. Особой гордостью является оригинал фотографии 1896 года, где Абай запечатлен с сыновьями – Акылбаем и Турагулом. Именно это фото вдохновило современников на создание памятника в Семее.
Вторая фотография 1903 года, где поэт снят вместе со своей семьей, хранится в доме-музее Мухтара Ауэзова в Алматы.
Существует гипотеза о существовании еще и третьего фото. Этот снимок сегодня находится в архивах семьи известного ученого, основателя казахстанской школы археологии и этнографии Алькея Маргулана. Его дочь Данель Маргулан рассказывает, что отец изучал в центральных городах Советского Союза архивы Октябрьской революции. «Первые снимки в степи» – так назывался обнаруженный им альбом фотографов Исаака Кеслера и Леона Буланже. В XIX веке они дважды сопровождали царских особ во время их путешествия в Омск. Как раз тогда и были запечатлены многие высокопоставленные персоны казахской степи, среди которых якобы оказался и Абай Кунанбаев. На найденной карточке заснят молодой казах в возрасте 23 лет. В фотоальбоме снимок сопровождался надписью: «Сын Кунанбая – Абай, «награжденный».
«Алькей Хаканович Маргулан описывает лицо Абая, как антрополог. Из его статьи я прочитала, что это был красивый человек с большими глазами, с красиво очерченными бровями, прямым носом, пухлыми губами. Он говорит, что этот тип лица свойственен для Центральной Азии. То есть это не монголоидный тип, а тип, идущий из древних веков, [от] тюрков. Потом он, как этнограф, описал одежду Абая. Находил в ней типичные черты одежды казахов», – делится дочь академика Данель Маргулан.
Однако некоторые исследователи жизни и творчества великого поэта не разделяют уверенности академика Алькея Маргулана.
«Насчет третьего фото я могу сказать, что, когда в свое время, в 70-е годы, Алькей Маргулан опубликовал его, было очень много споров. Но во время дискуссий так и не было доказано, что это Абай», – говорит заместитель директора музея Абая.
«Если сам Ауэзов об этом ничего не писал, тогда это ошибочное мнение. Если самый главный абаевед, основоположник абаеведческой науки Ауэзов подтвердил бы, тогда мы сказали бы, что это фотография юного Абая. А фотографий Абая всего две – вместе с сыновьями Акылбаем и Турагулом и вместе с семьей. И все, больше других фотографий не было», – утверждает Серикказы Корабай, заведующий отделом абаеведения и литературы новой эпохи Института литературы и искусства им. Мухтара Ауэзова.
Однако была проведена почерковедческая экспертиза, которая доказала, что единственное сохранившееся письмо Абая к сыну Магауие было написано рукой поэта.
«Это единственный автограф Абая, написанный его рукой. В начальных строках письма он спрашивает сына о делах в ауле, а затем посвящает стихотворение», – заявляет профессор Корабай.
«Письмо было найдено в 1998 году, тогда наш известный историк Амантай Исин переводил рукописи Мусахана Азильбаева на кириллицу. Ранее Азильбаев сдал тетради, рукописи в наши фонды и не упомянул о том, что среди них есть письмо Абая. И когда однажды Амантай Исаевич переводил эти записи, то случайно из тетради выпал листок. Выяснилось, что это письмо Абая сыну Магауие, датированное 1896 годом. Таким образом совершенно случайно было найдено это уникальное письмо, которое является нашим бесценным экспонатом», – рассказывает историю находки Мейрамгуль Кайрамбаева.
Заведующий отделом абаеведения Серикказы Корабай выдвигает свою версию загадочной судьбы письма: «В этом письме упоминается имя Шакарима. Мы думаем, может быть, поэтому письмо было позднее сдано в фонд музея Абая. Потому что в то время Шакарим был под запретом, только в годы независимости мы вернули это имя, он был реабилитирован, и теперь письмо все могут читать в подлиннике».
Письмо сегодня бережно хранится в фондах музея Абая в Семее. В целом здесь собрано немало уникальных документов, материалов и семейных реликвий, рассказывающих о жизни и творчестве мыслителя, о его поэтическом и родственном окружении. Они характеризуют и саму эпоху, в которой жил гений казахского народа.
«Огромный фонд – это, конечно же, большой плюс для посетителей. Но вместе с тем возникают и трудности: как донести до них такой объем информации? Именно поэтому в нашей новой экспозиции, которая была сделана в 2020 году, удачно применены самые новые технологии. Это, например, touch-экраны. Многие документы на бумажных носителях были оцифрованы, и теперь их можно посмотреть самостоятельно в мультимедийном зале. Там же с помощью сенсорных экранов можно, не мешая друг другу, посмотреть фильмы, спектакли об Абае, послушать его песни. Плюс, дополнительно в залах находятся информационные стенды с QR-кодами», – говорит замдиректора музея.
Еще один интересный зал, где надолго задерживаются многие люди, – это зал «Дала ауены» – «Звуки степи». В нем налажена система направленного звука, где перед каждой витриной человек видит казахский народный музыкальный инструмент и слышит его звучание.
А в зале, посвященном детству Абая, можно не только увидеть инсталляцию, где он маленький сидит с бабушкой Зере и внимательно слушает акына, который пришел к ним в гости, но и услышать сказки и песни, которые напевала бабушка, увидеть их сюжет, воссозданный на стене юрты театром теней.
А еще здесь же, в музее, можно получить бата – благословение от самого Абая. В приглушенном свете на казахском языке звучит напутствие, а его текст на выбранном посетителем языке (казахском, русском или английском) проявляется на ладонях человека. Эмоциональный подъем сложно описать словами.
«Конечно, все эти новшества не заменят живого общения с экскурсоводом. Поэтому нашим посетителям я все-таки советую прибегнуть к их помощи», – советует Мейрамгуль Кайрамбаева и отмечает, что у любого народа есть свои кумиры. Для казахов это Абай с его философией. И вроде бы относительно небольшое наследие – всего два небольших тома с его произведениями, которые дошли до потомков. Но если человек вдумчивый и читает Абая в разные периоды своей жизни, то каждый раз он может открывать для себя новый смысл, новые ответы на самые непростые вопросы.
«Хорошо ли я прожил до нынешнего дня, плохо ли, но пройдено немало. Всего было вдоволь в этой жизни: и споров, и тягостных пересудов, и борьбы, и недостойных ссор… Но вот, когда уже виден конец пути, когда обессилел и устал душой, я убеждаюсь в бесплодности своих благих намерений, в суетности и бренности человеческой жизни…» (из «Слов назиданий» Абая Кунанбаева).
Фото предоставлены Государственным историко-культурным и литературно-мемориальным заповедником-музеем Абая «Жидебай-Борили»
Подробнее в сюжете: Мировой сюжет