17 августа исполняется 80 лет со дня рождения эстрадного и оперного певца, композитора, народного артиста СССР Муслима Магомаева. Этот выдающийся советский исполнитель был одним из первых, кто на шаг раньше, чем Пласидо Доминго, Хосе Каррерас и Лучано Паваротти сделал оперные арии эстрадными шлягерами. А сам он стал звездой задолго до того, как по проторенной им дороге на эстрадную сцену пошли многие оперные голоса.
В честь юбилея звезды рассказываем о том, почему он вырос без родителей, как отказался от блестящей карьеры в Большом театре и кого называл женщиной всей своей жизни.
Муслим Магомаев родился 17 августа 1942 года в столице Азербайджана Баку. Его назвали в честь деда – известного азербайджанского композитора и дирижера Абдул-Муслима Магомаева, чье имя носит сейчас Азербайджанская филармония. Отец мальчика Магомед Магомаев был театральным художником, мультипликатором, а мать Айшет – драматической актрисой. Они встретились в Майкопе, где отец оформлял спектакль, а мать играла на сцене. Молодые люди уехали в Баку, поженились. Однако шла война, и через два месяца после рождения сынишки отец был призван на фронт. Он воевал в артиллерийским полку и погиб под Берлином, спасая своего друга. Мать, оказавшаяся вдовой с сынишкой на руках, увезла его из Баку.
Айшет Магомаева была очень красивой и талантливой актрисой. Дворянка по матери, внучка полковника Терского казачьего войска Ивана Ханжалова, ока взяла сценический псевдоним Айшет Кинжалова. Молодая женщина играла на гитаре, домбре, аккордеоне. Она изумительно пела и была яркой исполнительницей разноплановых ролей. Скоро она повторно вышла замуж. Ее актерская жизнь была полна гастролей и разъездов. Поэтому в какой-то момент она приняла тяжелое для себя решение отправить сына к родственникам погибшего мужа в Баку. Сперва думала, что на время, а оказалось – навсегда.
Конечно, расставание далось им обоим тяжело, и в воспоминаниях обоих много грусти. Но с этого момента мальчик жил с бабушкой и дядей – братом своего отца. А с матерью и ее новой семьей, включая сводных брата и сестру, поддерживал теплые отношения на расстоянии, лишь иногда приезжая к ним в гости. Правда, был эпизод, когда мать, приехав внезапно в Баку погостить, практически выкрала мальчика, увезла его с собой, и он жил некоторое время у нее в Вышнем Волочке. Но потом снова вернулся к бабушке. Муслим Магомаев вспоминал впоследствии: «Человеку трудно без матери, но в жизни без жертв не обходится. У нее были на меня все права, но она понимала, где и с кем мне будет лучше».
В результате детство Муслима Магомаева прошло в самом центре Баку. Он вырос в доме, где жили знаменитые азербайджанские творцы: из окна было слышно, как распевается знаменитый певец Бюль-Бюль, каждый день мальчику встречались драматург Самед Вургун, композитор Ниязи и многие другие творческие люди, с детьми которых он дружил. Возможно, именно творчески заряженная атмосфера его детского окружения открыла Муслиму Магомаеву путь в блестящее будущее.
«Тогда, конечно, никто не предполагал, что один из нас станет столь же великим, выдающимся и оставит такой же гигантский след в истории Азербайджана, как человек, которого в детстве звали Мусик», – сказал в одном из своих интервью советский кинорежиссер Октай Миркасумов.
Муслим учился в музыкальной школе при Бакинской консерватории, взахлеб слушал пластинки, оставшиеся от деда. Его буквально околдовывали арии Энрико Карузо, Титта Руффо, Беньямино Джильи. Подростком он старался петь, как они, сравнивал свое исполнение с голосами знаменитостей. Уже к 14 годам у юноши окреп голос и появился его фирменный бархатный баритон, от которого впоследствии таяли все женщины Советского Союза.
Первое выступление Муслима Магомаева с оперными ариями состоялось в музыкальном училище, куда он был принят в 1956 году. Юноша всерьез начал работать над вокалом. Концертмейстер Тамара Кретинген специально для талантливого ученика подбирала неизвестные романсы и произведения старинных композиторов, в которых его вокальный дар мог раскрыться в полной мере.
В 1961 году Магомаев стал профессионально петь в Ансамбле песни и пляски Бакинского военного округа. Всесоюзная известность пришла к нему всего через год, после его выступления в Кремлевском Дворце съездов на заключительном концерте фестиваля азербайджанского искусства. В том же 1962 году его талант отметили на Всемирном фестивале молодежи в Хельсинки, где он получил золотую медаль.
В 1963 году Магомаев стал солистом Азербайджанского театра оперы и балета им. Ахундова. Его первый сольный концерт состоялся 10 ноября 1963 года в концертном зале имени Чайковского. «Наконец-то у нас появился настоящий баритон», – сказала тогда о нем министр культуры Екатерина Фурцева. А ведь это было еще до того, как певец окончил Азербайджанскую консерваторию!
В 1968 году после окончания консерватории за плечами у Магомаева была уже и стажировка в «Ла Скала», и гастроли в Париже, и, несмотря на приглашение в Большой театр, осознанный выбор эстрады. Дело в том, что молодой певец не хотел ограничиваться одной только оперой, не желал быть одним из многих солистов Большого. Он стремился быть единственным в своем роде! Тем более что голос, великолепные внешние данные, безупречные манеры и артистизм делали его все более популярным у широкой аудитории.
Когда на Сопотском фестивале в Польше Муслим Магомаев исполнил русскую народную песню «Вдоль по Питерской» и стал обладателем первого места, пресса писала: «На «Сопот-69» съехались эстрадные звезды из 27 стран мира. У Магомаева на фестивале было все: голос, внешность, манеры и песни. Не было лишь конкурентов».
Начиная с 1975 года Муслим Магомаев целых четырнадцать лет руководил созданным им эстрадно-симфоническим оркестром. С музыкантами он гастролировал вплоть до 1989 года. Объездил весь СССР и многие зарубежные страны. Он был невероятно любим не только зрителями, но и высшим партийным руководством страны. Только ему разрешалось заниматься популяризацией западной музыки, что в те годы не одобрялось на уровне политбюро. Тем не менее в исполнении Магомаева на советской эстраде впервые прозвучала песня группы The Beatles ‘’Yesterday’’ и многие другие западные хиты.
В его репертуаре были песни самых разных жанров: от народных до классики, от патриотических до романсов, от серенад до зажигательного твиста. Его голос звучит во множестве советских кинолент. Муслим Магомаев – автор более 20 песен, музыки к спектаклям, мюзиклам и кинофильмам.
Исполнительская музыкальная копилка артиста включала в себя свыше 600 произведений. А популярность певца просто зашкаливала! Тем более что он был в то время невероятным красавцем с восточной кровью. У Муслима Магомаева была многомиллионная армия поклонников. Когда на концертах конферансье произносили имя певца, то фамилию уже никто не слышал: звук тонул в овациях.
Магомаев был не только выдающимся певцом, но и замечательным артистом. И это было не только частью его сценического имиджа. Артистизм был также и в его природе, в манерах, в умении приковывать к себе всеобщее внимание, ни на йоту не изменяя образу короля сцены.
Даже свою частную жизнь певец умел построить безупречно красиво. При жизни о нем никогда не распространяли слухи и сплетни, считая практически идеальным семьянином. Правда, после смерти певца несколько актрис рассказали о своих связях с ним, но широкая публика сочла их просто мечтательницами.
Первый раз Муслим Магомаев женился очень рано – в 19 лет, на своей однокурснице Офелии Велиевой. Брак не продержался и года, но Магомаев успел стать отцом. У него родилась единственная дочь Марина. Расстались супруги по причине того, что молодая жена не считала занятие вокалом серьезным делом для мужчины и кормильца семьи.
Вторую жену Тамару Синявскую певец встретил только через 10 лет и называл ее «женщиной всей своей жизни». Оперная певица, солистка Большого театра, народная артистка СССР, осенью 1972 года она оказалась в Баку – почетной гостьей на мероприятиях, посвященных русскому искусству. Их познакомил общий друг, поэт Роберт Рождественский. И с этого момента для Муслима Магомаева перестали существовать все другие женщины на земле, хотя он сам оставался невероятно востребованным у представительниц прекрасного пола. Певец рассказывал впоследствии, что влюбился в Синявскую сразу. Однако певица была замужем, поэтому в тот раз романа так и не случилось, как ни старался Магомаев.
Тем не менее он успел показать Тамаре Баку, водил в лучшие рестораны города, а затем их встречи продолжились и в Москве. Когда Синявская уехала на стажировку в миланский «Ла Скала», певец без конца звонил ей в Италию. В конце концов молодая женщина не устояла перед его натиском, хотя решение оставить мужа далось ей очень непросто. В 1974 году Муслим и Тамара все же поженились.
Они оба были на виду, многомиллионная зрительская аудитория живо интересовалась жизнью своих кумиров, но в те времена желтая пресса еще была не в чести, и супруги много лет считались идеальной парой. Тем более что работа и многочисленные увлечения делали их всегда интересными друг другу.
Правда, они оба рассказывали, что поначалу их супружеский союз был наполнен почти итальянскими страстями – вспыльчивый и взрывной нрав обоих давал себя знать. Они бурно ссорились и быстро мирились. Магомаев несколько раз собирал вещи и уезжал в Баку, хлопнув дверью на прощание. Но потом внезапно появлялся с роскошным букетом на ее пороге – уже не в Москве, а в гостинице того города, где оказывалась на гастролях Синявская.
Постепенно Тамара научилась спокойно воспринимать безумную популярность мужа и его многочисленных поклонниц, дежуривших под дверью их квартиры. А Муслим – терпеть частое отсутствие жены, которая гастролировала по всему СССР. Любивший аппетитную кавказскую еду, он научился обходиться пельменями на ужин.
Это удивительно, но Муслим Магомаев довольно рано ушел со сцены – ему было всего 56 лет, когда он отказался от концертных выступлений. Он бросил сцену почти на пике своей популярности. Начиная с 1998 года певец занимался живописью, скульптурой и литературным творчеством, а также писал музыку. Он говорил: «Каждому голосу, каждому таланту Бог определил определенное время, и перешагивать его не нужно». Хотя с голосом у него никогда не было проблем. Просто он захотел навсегда остаться в памяти своих поклонников молодым, эффектным и полным сил.
Муслим Магомаев умер в возрасте 66 лет от ишемической болезни сердца на руках у своей жены Тамары Синявской. Но его образ певца поистине всемирного масштаба и сейчас хранят в памяти люди трех поколений. В Москве у посольства Азербайджана в сентябре 2011 года ему был установлен памятник. Элегантный и стройный, полный внутренней энергии, певец запечатлен именно таким, каким его привыкли видеть поклонники.
Читайте также: