19 августа отмечается Всемирный день фотографии. Именно в этот день в 1839 году широкой общественности был представлен метод получения прототипа фотографии – дагеротипа. Изобретателем этого метода был французский художник-декоратор Луи Жак Манде Дагер, родившийся в городке Кормей-ан-Паризи, недалеко от Парижа, 18 ноября 1787 года.
Человек, всю жизнь посвятивший химическим экспериментам, – Дагер не имел специального образования. В 13 лет отец отдал его учеником к архитектору, а в 16 – отвез в Париж, где мальчик стал подмастерьем театрального декоратора «Гранд-опера». Считается, что именно Луи Дагер вместе со своим компаньоном Шарлем-Мари Бутоном в 1822 году создал для «Парижской оперы» первую диораму, которая не имела ставшей традиционной в конце XIX века полуцилиндрической формы, но впечатляла масштабом. Она состояла из двух картин размером 14 на 22 метра. Затем последовали и другие. Содержание диорам разъяснялось, сопровождалось сложной игрой света, звуковыми эффектами. Представления пользовались огромным успехом: с помощью диорам зрители получали возможность перенестись в собор, потом – к развалинам готического замка или в красивейшие уголки Италии…
Работая декоратором, Дагер задумал использовать для создания крупных изображений камеру-обскуру – светонепроницаемый ящик с отверстием с одной стороны и экраном из матового стекла или белой бумаги на противоположной стороне. Рисуя очередную декорацию, художник заметил, что на сырой краске появилось изображение улицы, роль камеры-обскуры сыграла дырочка в шторе. На следующий день изображение еще можно было различить – его закрепила засохшая краска. С этого момента Дагер начал искать способ зафиксировать изображение в камере-обскуре. Началась череда опытов с различными химическими веществами, а вскоре он узнал через поставщика оборудования, оптика Шарля Шевалье, что подобными экспериментами уже около 10 лет занимается некий Жосеф Нисефор Ньепс. Дагер написал ему письмо, и через несколько лет после знакомства Ньепс предложил заключить договор о сотрудничестве.
Нисефор Ньепс изобрел гелиографию, которая дала теоретическую основу дагеротипии, однако оказалась малопригодной для фотографирования с натуры: получалось контрастное изображение без деталей и полутонов. Сохранился снимок, сделанный с помощью этого метода в 1826 году: «Вид из окна в Ле Гра». Позднее гелиография стала широко использоваться для тиражирования репродукций. Однако Ньепс умер в 1833 году в возрасте 68 лет. Луи Дагер же спустя 11 лет проб и ошибок от начала своих изысканий создал надежную технологию – дагеротипию, которую часто называли «зеркалом с памятью». Дело в том, что изображение на дагеротипе получается зеркальным, оно состоит из амальгамы, образующейся при взаимодействии серебра и ртути.
Мастерская художника. Дагеротип, созданный Луи Дагером в 1837 году
Еще в 1831 году Дагер обнаружил, что свет сильно действует на йодистое серебро. Однажды он оставил в шкафу несколько экспонированных пластинок, и на одной из них проявилось изображение. Изобретатель сделал вывод, что проявляющее действие оказали пары какого-то химического вещества из тех, что находились в шкафу. Он начал вытаскивать емкости одну за другой и каждый раз обнаруживал на новых пластинках изображение, пока не нашел забытую чашечку со ртутью. Произошло это в 1837 году, а в 1839-м окончательно сложился метод получения изображений в камере-обскуре.
Метод состоял в следующем: сначала серебряную или посеребренную медную пластинку в течение нескольких минут подвергали в темноте воздействию паров йода. В результате на поверхности образовывался слой светочувствительного йодистого серебра. Затем пластинку помещали в камеру-обскуру и экспонировали 15-30 минут на ярком свету. Под действием света молекулы йодистого серебра разрушались, пары йода улетучивались, а микроскопические зерна серебра образовывали скрытое изображение.
После этого пластинку проявляли в парах ртути, нагретой до 50-80°С. Ртуть растворяла серебро, образуя амальгаму. Проявленную пластинку закрепляли, промывая в горячем растворе поваренной соли или гипосульфита, который растворял оставшееся йодистое серебро и обнажал полированную серебряную поверхность. Поскольку пленка амальгамы непрочна, а серебро легко окисляется, готовый дагеротип часто покрывали хлоридом золота, который окрашивал изображение в красно-коричневый тон. В зависимости от наклона пластинки к источнику света дагеротипы могли выглядеть и как позитив, и как негатив.
Дело Нисефора Ньепса продолжил его сын, Исидор Ньепс, который стал компаньоном Луи Дагера. Изобретенный Дагером метод имел огромный успех, однако заработать на распространении изобретения по платной подписке не удалось: раскрыть принцип дагеротипии Дагер и Ньепс обещали предпринимателям только после подписания контракта, а вкладывать 1000 франков в неизвестность никто не хотел. Тогда Дагер обратился к знаменитому физику и астроному, директору Парижской обсерватории Доменику Франсуа Араго. Ученый высоко оценил дагеротипию и ее перспективы, 19 августа 1839 года он сделал доклад на совместном заседании Французской академии наук и Академии изящных искусств. Вскоре имя Дагера стало известно во всем мире.
«Это открытие служит истоком нового искусства в условиях старой цивилизации. Оно создаст эпоху и навсегда останется символом славы», – так отозвался о дагеротипии физик и химик Луи Жозеф Гей-Люссак, выступая в палате пэров Франции.
Араго считал, что технология не должна принадлежать частному бизнесу, и предложил Дагеру продать ее правительству Франции, которое выкупило права и передало дагеротипию в общественное достояние. Луи Дагер получил пожизненную ежегодную пенсию в размере 6000 франков, Исидор Ньепс – пенсию в размере 4000 франков. Уже 16 сентября первый дагеротип был сделан в Америке, в Нью-Йорке, а 8 октября – в Российской империи: подполковник путей сообщения Теремин получил снимок строящегося Исаакиевского собора.
Групповой портрет авторов «Современника». Слева направо: И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Д. В. Григорович, А. В. Дружинин, А. Н. Островский. Дагеротип С. Левицкого, 1856 год
Одним из наиболее интересных направлений дагеротипии стала портретная съемка, хотя из-за низкой светочувствительности дагеротипных пластинок выдержка составляла 15-30 минут. То есть модели приходилось полчаса, не двигаясь, сидеть в кресле на ярком свету с головой, зафиксированной специальным устройством – «копфгальтером». Чтобы хоть немного сократить выдержку, некоторые фотографы натирали лица своих клиентов пудрой и мелом, однако кардинально на скорость процесса это не влияло. Порой клиенты засыпали…
Сам Дагер считал портретную съемку методом дагеротипии бесперспективной, однако это никого не останавливало. Именно портреты стали главной сферой коммерческого применения технологии. Первое в мире портретное фотоателье открылось в 1840 году в Нью-Йорке. Для съемки старались использовать стеклянные павильоны.
Дороти Кэтрин Дрейпер. Первый в истории женский фотопортрет, снятый Джоном Дрейпером в 1840 году.
Уже через год выдержка при портретной съемке сократилась до одной секунды. Портреты стали успешным бизнесом, и дагеротипные фотоателье появились по всему миру. Изобретение Луи Дагера было введено и в судебную практику: дагеротипные портреты разыскиваемых преступников полностью вытеснили портретную миниатюру. Однако у дагеротипии было несколько серьезных минусов: во-первых, для съемки требовался очень яркий свет, например, сделать хороший дагеротип в пасмурную погоду было невозможно, а во-вторых, дагеротип можно было сделать только в одном экземпляре, с него нельзя было получить копии. Поэтому фотографы искали новых методов.
Луи Дагер умер 10 июля 1851 года в возрасте 63 лет, примерно до этого же времени дагеротипия оставалась доминирующей технологией фотографии, пока не изобрели так называемый мокрый коллоидный процесс. Размножение и увеличение снимков стало возможно только тогда, когда фотографический процесс разделился на два основных процесса: негативный и позитивный.