10:57 25/08/2022

«Обладательница секрета любовной магии»: Маргарите Тереховой – 80

ТАСС

25 августа исполняется 80 лет одной из самых загадочных, красивых и чувственных актрис прошлого века, кумиру и секс-символу позднего СССР Маргарите Тереховой. Ее образ всегда был окружен тайной. Кто она? На кого из своих экранных героинь похожа? Это таинственная Фрэзи Грант из «Бегущей по волнам», противоречивая и страстная Диана из «Собаки на сене», обольстительная коварная Миледи из «Д’Артаньяна и трех мушкетеров»? Над всем этим разнообразием образов – роль Матери в автобиографическом фильме Андрея Тарковского «Зеркало», который поднимает актрису на вовсе недостижимую высоту. Кажется, что она не принадлежит этому миру, что она где-то над ним, в ее образе много мистики, как в булгаковской Маргарите.

«Обыкновенная гениальная актриса», – так называл Маргариту Терехову Андрей Тарковский. В честь юбилея легенды кинематографа рассказываем о ее детстве, о том, почему ее считали обладательницей секрета любовной магии и отчего у головокружительной красавицы советского кино не складывалось семейное счастье.

Из Свердловска в Узбекистан: как Ташкент стал городом детства актрисы?

Будущая народная артистка России Маргарита Терехова родилась 25 августа 1942 года в уральском городке Туринске (Свердловская область). Ее родители были драматическими актерами. Мама Галина Томашевич – полька по национальности. Бабушка и дедушка по маминой линии – кадровый военный и сестра милосердия – погибли в Гражданскую войну, поэтому сама она выросла в детдоме, в Крыму. Там же начала выступать на сцене, а потом ее путь лежал через Москву в Свердловский передвижной театр, где молодой актрисе обещали главные роли, и не обманули.

Отец Борис Терехов был невероятно харизматичным молодым красавцем. Он родился и вырос в Томской губернии, был массовиком-затейником в Кемерово, а потом поступил в московский ГИТИС. Но не окончил его из-за материальных трудностей, а по протекции своего педагога уехал работать в Свердловский театр, где и встретил свою будущую жену.

Молодая семья жила практически целиком в театре, все время переезжая с ним с места на место. Объездили с гастролями весь Урал. Вот и в Туринске, где родилась их единственная дочь Маргарита, родители оказались с театральной постановкой. Всего десять дней после рождения маленькой Маргариты они прожили в этом городе, после чего ни сама актриса, ни ее родители никогда там не бывали. Хотя, будучи уже взрослой и оказываясь на Урале с гастролями, Маргарита Терехова всегда стремилась посмотреть этот маленький город, но все не получалось. В результате ей, уже знаменитой, местные журналисты прислали видеокассету с фотографиями и репортажем о городе, в котором она родилась.

Со своим отцом Маргарита познакомилась уже будучи взрослой. Во время войны он ушел на фронт, а потом оказалось, что за эти годы войны у него появились не только боевые подруги, но и внебрачные дети. После войны Борис Терехов жил в Сибири, стал признанным театральным актером и даже занимался режиссурой.

Много позже Маргарита написала в своих воспоминаниях: «Отец действительно был неотразим. Когда он приехал в Москву, в студию Завадского, чтобы поговорить со мной, мои однокурсники даже сначала не поверили, что этот молодой красавец – мой отец».

Мама Маргариты Тереховой после войны увезла дочку в Ташкент, где жили ее родственники. На это решение повлияло не только отсутствие вестей от мужа. Но и то, что дочка часто болела. В Узбекистане девочке стало намного лучше – теплый сухой климат сделал свое дело.

Именно Ташкент Маргарита запомнила, как город своего детства. Интересно, что в школе она, унаследовавшая от обоих родителей и актерский талант, и красоту, не мечтала о сцене. Она училась в физико-математической школе, была отличницей и серьезно занималась спортом. Она даже стала капитаном юношеской сборной Узбекистана по баскетболу.

Терехова рассказывала: «Мне тогда казалось, что баскетбол – единственное главное дело в моей жизни и я не брошу его никогда, – вот настолько это было серьезно. Я и прежде любила спорт, была очень подвижной, играла и в теннис, и в волейбол, но баскетбол стал моим самым главным спортивным увлечением. Потом, кстати, спорт мне очень помог и в профессии: приходилось, например, на лошадях скакать. Вообще, чем бы я в детстве ни занималась, мне все впоследствии пригодилось».

В Ташкенте в одном дворе с Маргаритой жил Георгий Юнгвальд-Хилькевич, будущий режиссер «Трех мушкетеров». Он был старше нее и вспоминал, что уже тогда она была очень красивой девочкой. В подростковом возрасте за нею постоянно ходили толпы кавалеров. Яркая, активная, своенравная, со стройными ногами и гордым разворотом плеч – такой Маргарита запомнилась своим одноклассникам и друзьям юности.

Фото: Строков Михаил/ТАСС

«Либо ненормальная, либо гениальная»

После окончания школы с золотой медалью девушка по совету мамы поступила на физико-математический факультет Ташкентского университета. Однако уже на первом курсе ее интерес к учебе иссяк. Лекции и занятия были скучными, Маргарита не хотела посвящать всю свою жизнь науке и поняла, что ошиблась в выборе профессии.

И вот в этот момент перед ее внутренним взором встал тот период, когда в раннем детстве она практически жила за кулисами. В детский сад девочка не ходила из-за частых болезней, и мама повсюду водила ее с собой. Выросшая в гримерках и за сценой, она всем сердцем впитала удивительную атмосферу театра, знала наизусть все роли и умиляла своей игрой администраторов и билетерш. Как тот яркий мир разительно отличался от всего, что окружало Маргариту в университете. И она решилась: после окончания второго курса забрала документы и отправилась в Москву, поступать в театральный институт.

Однако, когда она приехала, все театральные институты уже закончили приемную кампанию. Оставался только ВГИК. Но вступительные испытания туда она с треском провалила. Казалось, что надеяться не на что. Но тут ей подсказали, что прослушивания абитуриентов все еще идут в Школе-студии при Театре им. Моссовета. Редкая удача. Школа-студия в том году проводила набор в конце лета, самой последней.

Маргарита Терехова вспоминала: «Я зашла в зал, где сидели Юрий Завадский и вся элита театра. Первой, кого я увидела, была Вера Марецкая. Перед нею так много абитуриентов прошло, что она, голубушка, уже засыпала. Я поняла, что надо разбудить. И завопила: монолог Натальи из «Тихого Дона». Бедная Марецкая вздрогнула и вытаращила на меня глаза. Завадский дослушал и деликатно спросил: «У тебя есть что-нибудь потише?» И тогда я шепотом прочла любимые стихи Кольцова. Стенания Натальи, страстно любящей Григория, в сочетании с кольцовскими проникновенными объяснениями в любви к родному краю – этот контраст, очевидно, понравился всем экзаменаторам. «Либо ненормальная, либо гениальная», – услышала я шепот за спиной. Я вышла из зала, а потом узнала, что прошла первым номером».

С этого момента Маргарита Терехова стала студенткой Школы-студии при Государственном академическом театре им. Моссовета. А ее руководителем и наставником оказался крупный театральный режиссер и педагог Юрий Завадский.

«Мы жались под его крыло»: любимая актриса великого Завадского

Завадский стал главным театральным наставником Тереховой на долгие годы.

«Когда Завадский входил в зал, с ним словно входило само искусство, – вспоминала актриса. – Мы, словно птенчики, жались под его крыло. Конкретно мне он напрямую не помогал, не протежировал, но он делал главное: не давал в обиду. Юрий Александрович давал мне замечательные роли, хотя и говорил, что никогда не знает, чего можно от меня ожидать. Поэтому в шутку и прозвал меня «черным ящиком».

«И происходит волшебство»: актриса Нина Усатова на сцене и на экране

В 1964 году, окончив Школу-студию при театре им. Моссовета, она стала актрисой этого театра и проработала там почти 30 лет, не считая небольшого перерыва в середине 80-х.

Великая Фаина Раневская говорила, что Юрий Завадский умрет от расширения фантазии. Действительно, его театр был театром будущего, опережающим свое время. В нем Маргарита Терехова сыграла свои лучшие театральные роли в спектаклях «Цезарь и Клеопатра» по пьесе Бернарда Шоу, «Глазами клоуна» по роману Генриха Белля, «Петербургские сновидения» и «Преступление и наказание» по произведениям Федора Достоевского, «Царская охота» по пьесе Леонида Зорина, «Дом на песке» по пьесе Рустама Ибрагимбекова и во многих других.

Фото: Строков Михаил/ТАСС

Критики писали, что Маргарита Терехова – актриса магического обаяния, красоты и редкого таланта, с абсолютно уникальной манерой существования на сцене. Ей не нужно было притворяться, что-то изображать. Самодостаточная, глубокая, умная, она притягивала, завораживала, но – всегда оставляла зрителям что-то «на додумывание», не пускала до конца в свою тайну и тайну своих персонажей.

Отхлестала Боярского по щекам и органично вжилась в образ Миледи

В кино актриса начала сниматься через год после окончания института, в 1965 году. Первой работой на большом экране стал фильм «Здравствуй, это я!», где она снималась со множеством звезд – от Армена Джигарханяна до Леонида Быкова. А уже через год девушка сыграла главную роль в картине «Бегущая по волнам» по роману Александра Грина, и вслед за этим у нее была роль Наташи Шипиловой в «Белорусском вокзале», где она снова снималась среди кинозвезд первой величины.

Особую популярность Маргарита Терехова приобрела в конце 1970-х годов, после выхода на экраны костюмированных музыкальных телефильмов «Собака на сене», «Д’Артаньян и три мушкетера» и «Благочестивая Марта». К тому времени она уже и сама задумывалась о режиссуре. А ее разноплановый актерский талант раскрылся в полной мере.

Партнеры Тереховой по съемкам вспоминали, что на съемочной площадке Маргарита чувствовала себя очень органично и даже позволяла себе вмешиваться в замыслы режиссеров и вносить свои коррективы. Так она постоянно спорила с режиссером Яном Фридом на съемках фильма «Собака на сене». Образ Дианы казался Тереховой недостаточно глубоким и драматичным. Режиссер видел Диану комическим персонажем, а актриса хотела, чтобы та была романтической героиней. В итоге постановщик сдался и фильм получился куда глубже и трогательнее, чем планировался изначально.

Терехова на съемочной площадке многих удивляла и даже возмущала. Так, на съемках «Собаки на сене» она по-настоящему отхлестала Боярского по щекам, именно поэтому сцена получилась такой естественной, а изумление и возмущение Боярского – таким неподдельным. У него даже пошла из носа кровь и выступили слезы! «Я себя чувствовал, как побитая собака», – спустя годы со смехом признавался актер.

А для исполнения роли Миледи Терехова перечитала массу исторической литературы. В результате образ получился более чем убедительным. Правда, многие коллеги и близкие друзья актрисы отмечали, что после работы в этой картине артистка стала более своенравной, нетерпимой и высокомерной, словно она присвоила себе частичку образа Миледи, да так навсегда и оставила ее в своем личном активе.

За всю свою карьеру актриса успела сняться в двух десятках картин самых разных жанров. И все же критики считают, что самую удивительную и сильную свою роль, точнее сразу две роли Маргарита Терехова сыграла в 1974 году в драме Андрея Тарковского «Зеркало».

Этот автобиографический фильм с отсутствием линейного сюжета, в котором смешиваются прошлое и настоящее, черно-белое и цветное, документальное и художественное, был самым безумным и амбициозным проектом Андрея Тарковского. Маргарита Терехова, которая сыграла и мать, и жену главного персонажа, потрясающе убедительна. Обе героини в ее исполнении оказались очень разными, несмотря на их внешнее сходство.

Фильм произвел настоящий фурор в профессиональном сообществе. А Маргарита получила славу не только женственной, красивой и загадочной, но еще и очень умной. почти безграничной в своих возможностях актрисы.

Работа в этом мистическом фильме окружила ее имя ореолом легенды. А зеркало с тех пор стало сквозным мотивом в работах актрисы. Ее героини не просто смотрятся в зеркало, любуясь собой, они разговаривают с ним, обращаясь то к незримому собеседнику за кадром, то к своему отражению.

Почему Терехова осталась одна с двумя детьми?

Как и многие талантливые люди, Терехова всегда была человеком с непростым характером. Она строго хранила свои личные тайны. Но все равно ее поклонники терялись в догадках, как случилось, что красивая, страстная, божественная Маргарита осталась одна с двумя детьми, так и не встретив мужчину всей своей жизни.

Фото: Шуба Владимир/ТАСС

Первым мужем актрисы был ее однокурсник Вячеслав Бутенко, впоследствии – заслуженный артист России. В своих воспоминаниях о юности он писал: «Все для меня было внове, и моим поводырем во всем с первого курса была Рита. Мы с ней были всегда вместе, вместе делали отрывки, этюды, потом, после окончания студии, вместе выпускались в дипломном спектакле. На втором курсе мы с ней поженились. Свадьба была в моей комнатушке в общей квартире, пришла студия, молодые актеры из театра. Набилась полная комната, даже двери мы не смогли закрыть. Было весело, все говорили какие-то тосты, желали нам счастливой долгой совместной жизни. А я даже и не помню про нашу совместную жизнь каких-то подробностей, потому что все время с утра до вчера мы проводили в театре. Разошлись мы сразу после окончания студии, разбежались в разные стороны. Развелись позже».

Как театр Марка Захарова стал кузницей для советского кино?

Конечно, красавица Терехова недолго оставалась одна – она всегда была окружена влюбленными в нее мужчинами. В их числе были таланты с мировым именем. На съемках фильма «Бегущая по волнам» актриса познакомилась с болгарским актером Саввой Хашимовым. Он был женат, но ради Тереховой развелся и переехал в Москву. Молодые люди были счастливы, хотя жили в общежитии, и их быт нельзя было назвать устроенным. В этом союзе родилась дочь Анна. Брак просуществовал два года, а потом пара рассталась. Промыкавшись год без работы, Хашимов вернулся в Болгарию, а Терехова не захотела уезжать из России.

Дочь, конечно, осталась с Маргаритой. Так что звездная и неприступная актриса вне съемочной площадки вела обычную жизнь одинокой мамы – со всеми сложностями и радостями этой роли. Например, после съемок «Трех мушкетеров» прекрасная Миледи всегда спешила в гостиницу, где ее ждала дочь. И занималась обычными женскими делами: стирала, кормила дочку, играла с ней, читала на ночь детские книжки.

В 1977-м году на съемках в Таджикистане актриса познакомилась с политиком и бизнесменом Сайфиддином Тураевым. Он был моложе актрисы и – женат. Поэтому этот роман она тщательно скрывала ото всех. Когда в 1981 году она родила сына Александра, то его отцом все считали третьего мужа Тереховой, за которого она вышла, будучи уже беременной.

Режиссер Георгий Гавриловым был значительно моложе актрисы. Но кого это останавливало? Многие молодые поклонники ради ее внимания готовы были на все. В связи с этим за Тереховой даже закрепилась слава роковой женщины и обладательницы секрета любовной магии. Так легче было объяснить, почему мужчины просто теряли голову.

Георгий Гаврилов рассказывал: «Рита была на 18 лет старше меня, мы познакомились на кинопробах. Свадьбу сыграли, когда Рита была беременна Сашей. Я очень хорошо помню, как принес его из роддома домой. Неделю боялся выпустить из рук». Но после рождения ребенка Маргарита Терехова очень скоро вернулась на сцену. Дома бывала мало, они с Гавриловым почти не общались и быстро отдалились друг от друга.

«Когда Саше исполнилось полтора года, она поехала с ним на юг, а вернувшись, предложила расстаться. Вместе мы были всего три года», – рассказывал режиссер, для которого, судя по всему, неудача в личной жизни долго была незаживающей раной.

Эта попытка обрести семейное счастье была последней в жизни Тереховой. Больше актриса никогда не выходила замуж, хотя у нее и случались длительные романы. В том числе – с известным исполнителем Игорем Тальковым, который был на пятнадцать лет моложе актрисы. Он обожал Маргариту, она тоже была влюблена в певца. Игорь Тальков и Маргарита Терехова несколько лет совместно работали в созданном им проекте «Балаганчик» и даже жили вместе. Но все время, пока длился их роман, Игорь Тальков был женат. У него подрастал сын, и он даже не скрывал своего романа от жены. Однако и уйти из семьи не захотел.

В результате Маргарита Терехова одна вырастила двоих детей, которые сейчас очень нежно к ней относятся и оберегают ее от излишнего внимания прессы. Тем более что с начала 2000-х Маргарита Терехова постепенно стала страдать от заболевания, которое впоследствии врачи определили как болезнь Альцгеймера. Великолепная актриса, теряя память, погружалась постепенно в свой хрупкий внутренний мир. Сейчас Маргарита Терехова не встает с постели, не узнает близких и находится на попечении сиделок. Однако, несмотря на это, для зрителей она остается неповторимой Маргаритой Тереховой, даже несмотря на болезнь и свое хрупкое «зазеркалье».