В России и мире снова растет заболеваемость коронавирусом. Какие меры будут приниматься в российских школах? Об этом телеканал «МИР 24» спросил заслуженного учителя Российской Федерации, кандидата психологических наук, профессора МГПУ Александра Снегурова.
- За время пандемии в системе образования протестировали разные меры защиты учеников от ковида. Какие в первую очередь, на ваш взгляд, будут вводиться?
Александр Снегуров: Здесь есть определенный алгоритм. Наверное, он все-таки уже устоялся, потому что, вы правильно сказали, мы тестировали саму систему, и в общем-то она определилась в целом. Хотя с нюансами и с деталями еще предстоит работать. Если такая опасность будет грозить действительно, и об этом нам объявят по официальным каналам, то, я думаю, что будут начинать с измерения температуры при входе. Может быть, опять сделают базовыми классы, в которых ученики станут заниматься разными предметами, не выходя из этого кабинета. Может быть, ограничат общение в коридорах, в столовой, то есть введут разделение на потоки. Начало обучения может быть в разное время, к примеру, в 8.15, 8.30, 8.45. Ну и, соответственно, время питания тоже будет определено в разные сроки. Не исключено и ношение масок на каком-то этапе.
Разумеется, повышенное внимание будет к заболевшим, а заболевшие чем-то из разряда вирусных заболеваний будут обязательно. После лета это всегда бывает. И, может быть, будет введена такая мера, как карантин для учащихся всего класса, где заболел один ученик или член семьи его и будет доказано, что это заболевание ковидом. Такое предусмотрено общей моделью.
Но мне понятно, что это модель не такого жесткого характера, чтобы все элементы были последовательно воплощены в жизнь. Может быть, исходя из конкретных условий, они же все равно поменялись, нет ничего, совершенно напоминающего прошлый год. В связи с этими новыми обстоятельствами, может быть, какой-то из элементов будет изъят или изменен.
- То есть вероятности, что всех школьников переведут на дистанционное обучение, практически нет?
- Все-таки есть необходимость с 1 сентября вводить масочный режим и ежедневно измерять температуру?
Александр Снегуров: С 1 сентября я не вижу такой необходимости. Потому что мы не получили разъяснений и указаний из соответствующих органов, от тех инстанций, которые курируют данный вопрос, о принятии каких-то мер.
- Мы помним, что учителей обязали вакцинироваться от коронавируса. Сейчас, перед началом школьного сезона, ревакцинироваться обяжут?
Александр Снегуров: Да, уже летом приходила инструкция по ревакцинации, и уже сейчас на совещаниях было сказано о том, что предстоит прививка от гриппа.
- Еще один вопрос, который не дает покоя. Есть ли смысл во введении всех перечисленных мер, если все штаммы коронавируса, которые доминируют в мире, переносятся легче, и чаще всего болезнь протекает, как обычное ОРВИ?
Александр Снегуров: У меня нет достаточной доказательной базы, чтобы заявлять об этом, что заболевание протекает легче, что оно вошло в какой-то стандарт заболеваний. Пока со всей основательностью все-таки мы не можем так говорить. Кто-то говорит об этом, кто-то нет, так что надо еще замерить и протестировать, так ли это. Если это так, и это подтвердится ни одним каким-то мнением, ни пятью мнениями, а суждениями специалистов, верифицированных данных, тогда я соглашусь, что нет такой необходимости. Но пока я не могу об этом сказать.
Хотя в целом мы видим по летним замерам, что вроде бы ситуация улучшилась по тяжести перенесения. Но рано говорить об этом, как о доказанном факте. Еще требуется уточнение.
- А в случае подъема заболеваемости гриппом и ОРВИ, при каком количестве заболевших вводятся карантинные меры?
Александр Снегуров: Вообще, по старым нормам, но они могут быть изменены ,если гриппом в классе заболевает более 25-30%, то уже требуется объявлять карантин. Речь о простудных заболеваниях, это других болезней не касается. По другим болезням, к примеру, по инфекционным, и одного достаточно, чтобы был объявлен карантин.
Это ведь еще зависит от региона. Иногда не объявляли и при 40%, считали, что показатель должен превысить половину присутствующих в классе. Но это, конечно, чрезмерно. Я имею в виду, что дотягивать до такой ситуации не стоит. Вот 25-30%, на мой взгляд, – это тот сигнал, когда требуется применять карантинные меры.
- По вашим личным наблюдениям, как сказывается введение карантинных мер на качестве образования? Сильно хромают знания у детей или незаметно?
Александр Снегуров: По моим наблюдениям и по свидетельству многих коллег, хромает существенно. Причем в большей степени в начальной школе и в пятых-шестых-седьмых классах. Потому что, все-таки, начиная с восьмого класса и далее в девятом, десятом, одиннадцатом дети уже мотивированы на поступление в вуз и способны готовиться достаточно самостоятельно, с обращением к услугам репетиторов, или на дистанционных курсах, что и раньше практиковалось, с просмотром всяких видео уроков. То есть в той категории учащихся, примерно с восьмого-девятого класса, обстановка не столь критична. А вот для первого- четвертого и пятого-седьмого все-таки такой вид обучения мало эффективный. Хотя и в этих классах есть группа учеников, которые принимают такой формат без особого вреда для себя. Потому что у них развиты личные стремления к самообразованию, им есть, на кого опереться, на родителей, на других родственников. Но все равно, эта группа в меньшинстве. Это также, как группа мотивированных учащихся, которые выступают на разных конкурсах, олимпиадах. Им в принципе все равно, есть или нет обучение в школе, они продолжают готовиться, тренироваться в своем ключе. Но мы не можем ориентироваться на такие группы. А в целом, конечно, качество образования страдает существенно.
Подробнее в сюжете: Гости эфира