Тбилиси. Набережная Куры. Сухой мост. Вдоль тротуаров, на смотровых площадках, небольших пандусах импровизированные прилавки. Вернее – кустарные. Картон, фанера, пенопласт или просто – брезент. Сгодится любой подручные материал, на котором можно разложить раритеты. Это царство старьевщиков, повелителей бабушкиных сундуков, чуланов и чердаков. Одним словом – блошиный рынок.
Тбилисский блошиный рынок появился в начале 90-х. СССР развалился, многие предприятия и научно-исследовательские институты союзного значения прекратили свое существование. Люди остались без работы, без средств, без надежды. Всю тяжесть «свалившейся свободы» в первую очередь ощутила на себе интеллигенция. Преподаватели, инженеры, научные работники были вынуждены выносить из дома ценные вещи и продавать их прямо на мосту. Так в центре Тбилиси появились «блошиный рынок», «золотая биржа» и «садик маклеров». А рядом – вернисаж уличных художников, скульпторов и чеканщиков. На мост – как на работу. А чтобы не стоять весь день на ногах, брали с собой табуретку или небольшой стульчик. В термосе – чай или кофе, в авоське – пара бутербродов.
За 30 лет независимости Грузии блошиный рынок не работал лишь во время пандемии. В период, когда действовали ограничения, горожане были закрыты у себя в квартирах, а границы были на замке. Ежедневно с 10 утра и до захода солнца на «блошинке» идет торговля. Слава тбилисского рынка старьевщиков давно облетела ближнее и дальнее зарубежье. Любители раритетов, которые гостят в Грузии, непременно приходят сюда для того, чтобы присмотреть для себя что-то новое. Торговаться можно. Продавцы легко могут сбавить цену на десять, тридцать, а то и пятьдесят процентов. Главное – продать.
От прежней команды, которая облюбовала эти места в конце 90-х, почти никого не осталось. Кто-то занялся другим бизнесом, кто-то уехал из Грузии, а многих уже и нет в живых. Пришли другие. В основном уже просто торговцы. И блошиный рынок на мосту для них обычная работа. Тем не менее традиция общения с покупателями, пусть даже потенциальными, продолжается. Именно поэтому сюда, на «блошинку», многие приходят для того, чтобы пообщаться. Пообщаться с теми, кто продает вещи, с которыми связана чья-то юность. Вещи, которые были в родительском доме или вовсе когда-то нравились, но достать их в пору советского дефицита было невозможно. Сегодня на Сухом мосту можно встретить все что угодно – от редких книг до антикварной посуды, от советских игрушек, противогазов и проигрывателей до музыкальных инструментов XIX века. Торговцы готовы часами рассказывать о своих уникальных предметах. Почти все в единственном числе, и появится ли второй экземпляр, не знает никто.
Выбрасывать старые вещи нельзя, уверены торговцы блошиного рынка. Говорят, что многие торопятся избавиться от хлама, доставшегося от предков. А ведь большинство из предметов, пусть даже советского быта, уже никогда не выпустят. Нет той страны, нет предприятий. Поэтому лучше вроде даже неприметную вещь отложить или просто подарить тому, кому она доставит радость. На тбилисской «блошинке» шутят: «Мы продаем ностальгию», так как каждый, кто сюда приходит за отслужившими свой век предметами, приобретая их, пытается купить свой, счастливый билет в счастливое детство.
Подробнее в сюжете: Мировой сюжет