В России в скором времени создадут адаптационные центры для мигрантов. Об этом в начале недели заявили в Агентстве по делам национальностей. Президент эту идею поддержал. Мигрантам будут рассказывать о русской культуре, традициях и проводить правовой ликбез. Тему продолжит политический обозреватель «МИР 24» Анна Деркач.
Фирдавс Сафаров приехал из Таджикистана 13 лет назад. Взял себе псевдоним Федя, устроился дворником в московский ЖЭК. Он и стал для него школой языковой, правовой и культурной адаптации.
«Я считать не умел. 500-600 метров бегал до своих коллег или начальства, чтобы спросить, сколько это будет по-нашему. Поэтому необходимость есть в такой поддержке», – сказал Фирдавс Сафаров.
На то, чтобы стать своим среди чужих, Фирдавс потратил годы. Системно адаптацией приезжих в России никто не занимается. Государство просто регистрирует новоприбывших. А после пересечения границы они предоставлены самим себе.
«Приспособиться к условиям проживания мигрант может и без участия государства, но тогда он с высокой долей вероятности попадет в поле зрения каких-то криминальных структур. Это самым негативным образом влияет на межнациональные отношения», – отметил заместитель руководителя Федерального агентства по делам национальностей Станислав Бедкин.
В допандемийные годы в России проживало до 12 миллионов иностранцев. Больше всего из Узбекистана (49,6%) и Таджикистана (30,5%). Далеко не все из них имеют представление о стране-работодателе.
«Если в первую миграционную волну к нам приезжали граждане бывшего СССР, которые жили в едином идеологическом пространстве, которые обучались по единым стандартам, то сегодня к нам приезжает молодежь», – сказал Бедкин.
Гости из Центральной Азии в Нижнем Новгороде в День знаний выпотрошили барана прямо у школы. Многовековые традиции одних народов могут стать культурным шоком для других. Молодым людям теперь грозит депортация. Необходимость адаптационных центров признал и президент России Владимир Путин.
«У нас сейчас этой инфраструктуры нет. Если Вы позволите, мы бы с коллегами начали эту работу, может быть, на нескольких пилотных регионах», – предложил на встрече с главой государства руководитель Федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов.
«Люди должны понимать: если они приезжают в Россию, они должны уважать наши обычаи, наши традиции, знать и соблюдать российские законы», – поддержал президент.
В каких регионах построят пилотные центры адаптации, пока не решили. Но известно, где в них нуждаются больше всего. Московская (1,2 млн чел.) и Ленинградская области (386 тыс. чел.) – лидеры по количеству иностранной рабочей силы. В Петербурге уже восемь лет работает школа для детей-иностранцев. За партами ребята из разных стран Содружества. Пока родители зарабатывают деньги, они постигают основы «Россиеведения».
«Сложно мне общаться на русском языке. Дома я говорю на узбекском. Хочу стать футболистом. Играть нормально. Занимать первое место, получать кубки», – поделился ученик 3-го класса Муринского центра образования N4 Дильрузбек Шарипов.
«Есть дети, которые приходят и не понимают русского языка совсем. И к концу курса они уже самостоятельно пишут. Некоторые дети в разы превосходят даже своих родителей в русском языке», – рассказала учитель начальных классов Марина Любишева.
Для родителей таких бесплатных постоянно действующих школ в России просто нет. Проще выучить язык до приезда – на родине. В Таджикистане, например, уже построили четыре центра подготовки мигрантов.
«Мой русский язык стал лучше, я узнал основы законодательства. Тут еще изучают русскую литературу. Мы узнали, кто такой Пушкин, Лермонтов, Ломоносов. Мне больше всего понравился Александр Сергеевич Пушкин», – поделился студент Центра подготовки мигрантов Джамолиддин Кодиров.
В будущем в центрах адаптации можно будет получить профессию. Такой опыт уже есть в соседнем Узбекистане. Трудовых мигрантов обучают на швей, фрезеровщиков, электриков, сварщиков.
Этот моноцентр Москва и Ташкент открыли в рамках пилотного проекта: после пандемии нужно было срочно вернуть узбекистанцев на российские стройки. Процедуру интеграции максимально упростили: в одном здании мигранты учат русский, получают профессию, проходят медицинское освидетельствование, оформляют документы на трудовой патент и даже на работу устраиваются.
«Московские работодатели создавали анкету, им нужны были рабочие люди, которые находятся в Узбекистане. Делали запрос, приезжали, отбирали самых лучших, которые им подходили», – рассказала заместитель начальника управления отдела физических лиц ГБУ «Миграционный центр» Ирина Борисова.
Какими будут центры адаптации мигрантов в России, пока неизвестно. Но при их создании обязательно учтут успешный опыт соседей по Содружеству.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе