Прошедший август, как выразился научный руководитель Гидрометцентра России Роман Вильфанд, буквально высушил большинство российских регионов. В Москве и области выпало лишь 18% осадков от нормы. И так повсюду: Рязань, Иваново, Владимир, Нижний Новгород. Везде полыхали лесные пожары. На борьбу с ними МЧС и Авиалесоохрана бросили, кажется, все возможные силы. О героях-огнеборцах репортаж обозревателя «МИР 24» Дмитрия Барбаша.
Пламя к поселку Талицы пришло из леса. Счет шел на минуты. Это пожарный расчет до утра работал на самых сложных участках.
«Ветер был сильный, до поселка оставалось метров 200-300. Делали минерализованные полосы, выставляли по всему периметру поселка цистерны. Помогали нам волонтеры, местные жители», – поделился старший инженер-руководитель дежурной смены СПСЧ Александр Новиков.
Огонь остановили в метрах от жилых домов. Для Максима Черепова это был первый лесной пожар.
«Воды здесь практически нет, справлялись теми цистернами, которые здесь были. Старались экономить. Если сильно горит или сильное задымление, машина может заглохнуть, и воду не сможет подать, и людей вывезти не сможет. Только за это переживал в основном», – рассказал старший инженер-руководитель дежурной смены СПСЧ Максим Черепов.
Горели пять гектаров. Полоса пожара растянулась на несколько километров. Видимость почти нулевая. Все это время за рулем автоцистерны был Евгений Соловьев.
Южский район – самая горячая точка на карте Ивановской области. Огонь оставил после себя выжженную землю. Картина напоминает кадры из какого-то триллера или фильма-катастрофы. Причем горели не молодые деревья, а валежник, который остался здесь с 2010 года. Тогда здесь тоже бушевали пожары.
Но на этот раз все было серьезнее, объясняет начальник Главного управления МЧС России по Ивановской области Алексей Клушин. Пожарные еле успевали за новыми очагами.
«Была очень большая ветровая нагрузка, и зачастую те усилия, которые мы вкладывали в ликвидацию очагов, сводились на нет порывами ветра, который на 100-200 метров переносил очаги пламени. И приходилось снимать личный состав с других участков», – пояснил Клушин.
Всего в Ивановской области с огнем боролись более полутора тысяч человек, сотни единиц техники, включая самолеты и вертолеты. Помогали пожарным и добровольцы. У Алексея за плечами ранец с водой. И трехдневный опыт тушения пожаров. В свой отпуск он приехал сюда из Иваново.
«Условия спартанские, особо не жалуюсь. На что-то рассчитывать не приходится. Понятно, что обстановка сложная. Довольствуемся тем, что есть: крыша над головой и тепло», – поделился волонтер Алексей.
Все дни, пока полыхали пожары, этот потрепанный уазик был там, где жарко. Для спасателей и волонтеров обеды готовили женщины из окрестных деревень.
«Мальчишки целый день здесь. Кто им привезет? Я понимаю, что у них есть доппаек. Но что лучше съесть: сухую галету или борщ. Вот было четыре машины, они все поели и поехали», – рассказала председатель Совета депутатов Талицко-Мугреевского сельского поселения Марина Зубакова.
В России в этом году огонь уже прошел восемь миллионов гектаров. В августе леса горели в Хабаровском крае, Якутии и Ханты-Мансийском округе. В европейской части сложная обстановка была в Ивановской и Нижегородской областях. Самая сложная – в Рязанской.
Командир отделения ПСЧ Никита Чемериский был в той самой «огненной машине». Тушить пожары в Рязань его направили из Нижнего Новгорода. Тогда, вспоминает он, выбраться живыми ему и его расчету помог опыт.
«У машины не было возможности сделать вдох кислорода. В огне нет кислорода. И она просто заглохла. Но благодаря тому, что мы набрали хорошую скорость, она накатом выкатилась из самого очага горения, машина сделала вдох и мы поехали дальше», – рассказал Чемериский.
В Рязани днем и ночью пожары тушили более семи тысяч человек из разных регионов страны. Огонь здесь тоже вплотную подходил к населенным пунктам. В селе Деулино Раиса Евдокимовна живет почти четверть века, но такого не припомнит. «Страшно, конечно. Без конца смотрим, куда ветер дует», – поделилась Раиса Дорофеева. В Деулино – штаб пожаротушения. На улицах – специальная техника.
С Дмитрием Масленниковым мы встретились в центре села. Местный житель показывает на карте отметку, где вместе с волонтерами тушили огонь.
«Мы его отрезали, не дали ему возможности двигаться и расширять фрон. Мы зажали его в излучине реки, дали ему ночку спокойно догореть», – рассказал волонтер Дмитрий Масленников.
В Рязанской области было шесть очагов природных пожаров. Сейчас тушат последний. Но с приходом осени огонь уходит не везде. В Оренбургской области горит более 40 гектаров леса. В шести районах действует режим ЧС. Стихия угрожает домам в нескольких населенных пунктах.
Подробнее в сюжете: Лесной пожар в Геленджике
Читайте также: