После жаркого солнечного лета в России резко наступила холодная сырая осень, не дав насладиться яркими, теплыми, солнечными деньками, которыми бывает так прекрасно это время года. Пока небо хмурится, а мечта о бабьем лете еще не угасла – посмотрите, какую осень на своих картинах изображали великие русские художники.
«В картине «Осень в провинции» главное действующее лицо – осень, огненно-красная пора уходящего летнего зноя. В центр композиции помещен клен с яркой пылающей кроной, в прозрачном воздухе, кажется, витает аромат листьев, арбуза и свежего хлеба из маленькой булочной», – так описывается картина Бориса Кустодиева «Осень в провинции» на сайте Третьяковской галереи. Мир у Кустодиева, как всегда, уютен и гостеприимен: тут разноцветные ситцы, купола, румяные купчихи, упитанные гуси… Солнце заливает улицу, мир прекрасен, и никто никуда не торопится.
На картине «Золотая осень» Исаака Бродского мы будто с лесистого холма над речкой взираем на кипящее жизнью село: осень – горячая пора сбора урожая, хозяйственной деятельности, приготовлений к зиме. Картина обрамлена «рамкой» красно-желтой листвы, рассматривать персонажей этого жизнерадостного калейдоскопа так же интересно, как персонажей на полотнах Кустодиева. Однако прославился Исаак Бродский не пейзажами: он был одним из главных представителей соцреализма 1930-х, после Октябрьской революции посвятил себя политическим сюжетам и создал знаменитые портреты Ленина, Сталина, Луначарского, Ворошилова, Фрунзе, Калинина, Зиновьева и др.
Картина «Видение отроку Варфоломею» стала, пожалуй, самой известной работой Михаила Васильевича Нестерова. На ней изображен эпизод из жития преподобного Сергия Радонежского, когда Варфоломей встречает ангела в образе инока. Старец благословляет юношу, по его молитве Господь исполняет мечту Варфоломея «уразуметь грамоту». Зарисовки пейзажей Нестеров писал в окрестностях Троице-Сергиевой лавры. Мы видим картину тихой золотой осени в средней полосе России: смешанный лес, поле с васильками, прозрачные молодые березки и рябины, небольшая речушка вдали. Это полотно было частью целой серии, посвященной Сергию Радонежскому.
В похожей цветовой гамме, но без намека на подобную детализацию написал русскую осень рекордсмен современных выставок Валентин Серов. Его пейзаж лаконичен и словно состоит из трех горизонтальных полос: бледно-голубой, темно-коричневой и желтой. Тем не менее мы различаем и облака, и тот же смешанный лес, и поле. По центру его перерезает тропинка, по которой удаляется человеческая фигура. Поселив в этот, казалось бы, самый прозаический пейзаж человека, Серов оживляет картину и дает ей большую глубину. Кстати, сегодня Домотканово называется поселком Красная Новь, в нем находится мемориальный музей художника.
Художник Станислав Жуковский предпочитал работать на пленэре, чтобы «схватить мгновение». Его сравнивали с импрессионистами, однако самому Станиславу Юлиановичу это не нравилось, он считал, что русскую природу надо писать по-русски. «Моне, Сезанн и другие – прекрасные и очень искренние художники. Но я не выношу, когда пишут русскую природу, подгоняя ее под полотна Сезанна», – говорил Жуковский. Эту засыпанную березовыми листьями террасу художник писал множество раз в разное время года. Здесь осень во всей красе, хотя виднеется еще зеленая трава, а на столе вянут, возможно, последние осенние цветы.
Еще дальше на территорию человека запустил осень Бродский: последние опадающие с голых деревьев листья забрались под крышу, принеся с собой ощущение запустения. «Соединив интерьер и пейзаж, разделив эти жанры дверным проемом, художник соединил в одном холсте две стихии: теплоту домашнего очага (пусть даже это продуваемая ветром веранда, засыпанная листьями) и голубые, становящиеся прозрачными дали», – пишет «Третьяковка». Исаак Израилевич начал картину в 1915 году, однако забросил и закончил только в 1929-м.
Здесь осень остается снаружи, но является важнейшим смысловым элементом: увядание природы акцентирует то, как в 1912 году безвозвратно уходили в прошлое старые дворянские дома с дорогой фамильной мебелью, портретами в золоченых рамах и гобеленовыми подушками. На стену падают лучи заходящего солнца, а огромные окна обрамляет траурно-темная ткань. Очевидно, что художнику жаль уходящего очарования дворянского гнезда. У самого Жуковского впереди действительно маячил печальный итог жизни: сын польского шляхтича, в 1944 году он был схвачен нацистами при подавлении Варшавского восстания. Он умер в концентрационном лагере в Прушкове.
Буйство осенней листвы изобразил на своей картине художник Евгений Иванович Столица. По липовой аллее прогуливаются мама (а может, няня?) с ребенком. Художник успел запечатлеть момент, когда листва полностью пожелтела, но еще не успела опасть. Ощущается, что погода стоит холодная и влажная, мокрые почерневшие стволы деревьев контрастируют с яркими листьями – такие контрасты бывают только осенью. Малыш совсем крошечный и, скорее всего, только встал на ноги, его закутанная светлая фигурка выглядит трогательной и является центром всей композиции.
Сказочным и даже зловещим предстает осенний лес на картине Юлия Клевера – русского художника немецкого происхождения, профессора Императорской Академии художеств. В русской мифологии водная стихия связана с потусторонним миром, у Клевера в болотной глади отражается алая листва – вода от нее становится кровавой. Вдали между деревьями мерещится туманный просвет, пейзаж завораживает и кажется тревожным. Видимо, художник интересовался фольклором – в 1887 году он написал картину «Красная шапочка в лесу». В 1890 году художник покинул Россию и вернулся в 1915-м, однако большевики его искусства не оценили, посчитав чересчур буржуазным.
Осень кисти Алексея Степанова может показаться кому-то унылой, однако она полна красок. Это ноябрь, небо низкое и белое, вдалеке, темный и прозрачный, стоит лес, на первый план выходят травы, кустарники и мхи. Если приглядеться, то на заднем фоне направляется к своей норе рыжая лисица. Художник передал в этой картине поэзию поздней осени. Алексей Степанович умер в 1923 году, и «Осень» – одна из последних его работ.
Читайте также: