На этой неделе ушел из жизни Владимир Сунгоркин – бессменный главред «Комсомольской правды». Ему было всего 68.
Свежий номер «Комсомолки» как обычно в типографии. Точно в срок. Только вместо горячей новости на первой полосе последнее фото главного. В редакции газеты суета. Это то, чем жил Владимир Сунгоркин.
«Он создал такую модель, такой механизм работы издательского дома, что у нас есть такое выражение: если завтра мы все заболеем, то газета все равно выйдет», – отметил заместитель главного редактора газеты «Комсомольская правда» Павел Садков.
Владимир Сунгоркин начинал с низов, рядовым корреспондентом, но в эпоху романтики писал статьи о строительстве БАМа.
«Я учился в университете и думал так: окончу университет и буду работать в районной газете, мне так сказали: ты будешь работать в районной газе. Хорошо. А сам прикинул: я куплю мотоцикл с коляской, лодку, районная газета будет на берегу реки, и там я проживу всю жизнь и меня похоронят на высоком холме. Меня это устраивало», – рассказывал заслуженный журналист РФ Владимир Сунгоркин.
В эпоху перестройки его жизнь, как и вся страна, делает неожиданный поворот. Сунгоркин переезжает в Москву. Здесь он уже замредактора молодежного отдела «Комсомолки». Но скоро исчезает сам комсомол, газета становится акционерным обществом, а он его директором.
«Мы стали делать еженедельную газету, которая сразу начала приносить прибыль. Вам любой скажет, что любая ежедневная газета – это топить печку ассигнациями, это очень дорого», – отметил генеральный директор радиостанции «Говорит Москва», друг Владимира Сунгоркина Владимир Мамонтов.
Первое, что поменял Сунгоркин – это формат газеты. Теперь она цветная и компактная – ее удобно читать в транспорте. У «Комсомолки» самый большой в мире тираж – больше 22 миллионов. Меняется содержание, но остается суть – о людях и для людей. Все, о чем говорят и чем интересуются.
«Мы много писали про феномен снежного человека, летающих тарелок. Все эти чудеса и приключения – это наша сфера», – говорил Владимир Сунгоркин.
Когда интернет есть не в каждом доме, это конец девяностых, у «Комсомолки» появляется свой сайт. Газета печатается почти в 50 странах мира, к ней выходят приложения в Беларуси, Казахстане, Кыргызстане и Молдове. Теперь все это называют медиахолдингом.
«Здесь много в редакции таких вот комнаток, где журналист может поработать, посовещаться, попить чаю», – показывал Владимир Сунгоркин.
Владимир Сунгоркин даже свой отпуск превращал в газетную публикацию или документальный фильм. Он организовывал экспедиции в разные точки России.
«Перевал Дятлова – самая загадочная история, которую я когда-либо слышал. Это история, которую очень интересно разгадать», – отмечал Сунгоркин.
В попытке разгадать историю гибели туристов он собрал коллег и ученых. Это стало самым серьезным исследованием за полвека.
«Он учил как работать, как путешествовать, как костер разводить», – вспоминает шеф-редактор ежедневного выпуска газеты «Комсомольская правда» Евгений Сазонов.
Еще любил путешествовать по родному Дальнему Востоку. Рыбачил, исследовал реки и повторял маршруты первооткрывателей Дежнева, Хабарова. В своей последней экспедиции хотел пройти тропой Владимира Арсеньева – путешественника и автора знаменитой повести «Дерсу Узала». До этого он снял о нем фильм, где сыграл главного героя.
Это последние фото Владимира Сунгоркина, сделанные в экспедиции. Сам он не дожил до ее завершения. Но собранный материал в газете и на сайте обязательно появится. Так уж было заведено при главном.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе