15:59 19/09/2022

Жечь хиджабы и стричь волосы. Что стоит за протестным движением в Иране?

Shutterstock/FOTODOM

Иранские женщины в знак протеста начали жечь хиджабы и стричь волосы, снимая все это на видео. Такой флэшмоб прокатился по социальным сетям Ирана в знак протеста после гибели 22-летней Максы Амини. Девушка была арестована сотрудниками полиции нравов из-за того, что ее голова была неплотно накрыта хиджабом. В результате она была избита и скончалась в тюрьме.

Причем к женскому протесту присоединились даже правительственные чиновники и провластные журналисты, которые выступили с жесткой критикой властей.

«Дело в том, что после исламской революции в Иране были введены законы, соответствующие законам ислама. В том числе они касаются внешнего вида женщин, и это всегда было камнем преткновения, потому что накануне революции аятоллы Хомейни Иран был светским государством. Городские женщины одевались там так же, как женщины одеваются в Европе. Когда произошел этот слом, то поменялись порядки, но характер женщин не изменился. И внутри Ирана всегда были феминистки и другие женщины, которые выступали за свои права», – рассказал в интервью MIR24.TV политолог, специалист по Ирану Дмитрий Соин.

Но по времени эти беспорядки совпали с саммитом ШОС и с активным сближением Ирана и России, отмечает эксперт. «Так что естественные женские нужды и чаяния в данном случае, возможно, были использованы для дестабилизации политической обстановки в Иране. Это весьма вероятно, потому что Иран сейчас поддерживает Россию и осуждает политику США и НАТО. Это не может не тревожить Вашингтон и Лондон, которые традиционно обладают довольно сильным агентурным влиянием в этом регионе», – говорит Соин.

«Конечно, имеет место застарелый социокультурный и религиозный внутренний конфликт по поводу того, каким образом страна должна развиваться. Но тут же присутствуют интересы зарубежных спецслужб и центров, которые заинтересованы в дестабилизации Ирана. Возможно, именно сейчас иранскому истеблишменту дан сигнал, что если вы и дальше будете сближаться с Россией, то вполне вероятен сценарий очередной бархатной революции», – объясняет эксперт.

«Я думаю, что здесь произошло наложение двух потоков. С одной стороны, поднялся широкий общественный протест, касающийся гибели девушки. Но, с другой стороны, энергетику этого протеста могут использовать противники действующего режима в Тегеране для того, чтобы развить мощное протестное движение и заставить Иран сконцентрироваться на внутренних проблемах», – заключил Соин.