В Китае появилась на свет уже вторая клонированная особь арктического волка. Как заявил в эфире телеканала «МИР 24» кандидат биологических наук, директор Объединенного центра генетических технологий Белгородского национального исследовательского университета Алексей Дейкин, успешное клонирование животного – каждый раз событие, хотя технология до сих пор несовершенна.
«В случае клонирования арктического волка обоснованием является необходимость сохранения редких, исчезающих видов животных. Здесь работать особенно сложно, потому что биоматериалы таких животных заполучить затруднительно», – подчеркнул эксперт.
Специалист рассказал, что для того, чтобы клонировать животное, необходимо получить доступ к живому ядру, хранилищу генетической информации. И это ядро затем переносится в донорскую, лишенную собственного генетического материала яйцеклетку. При этом самым сложным и рискованным для развития нового организма остается перепрограммирование ядра с тем, чтобы оно «перестало считать ядром какой-то сформировавшейся функциональной клетки, и представила, что является ядром эмбриональной стволовой клетки, из которой может появиться целый организм». Именно здесь, по словам эксперта, «сломано максимальное количество копий» в научном сообществе.
Технология клонирования давно применяется среди животных, в том числе для исправления генетических «ошибок» у следующих поколений. Однако лишь небольшая часть клонированных эмбрионов проходит эмбриогенез. Так, в случае с легендарной овечкой Долли выжил только один из 250 эмбрионов.
«Именно поэтому табуирована тема клонирования человека. Потому что мы не можем пойти на то, что жизнь одного эмбриона будет стоить жизней двухсот эмбрионов», – заявил Алексей Дейкин.
Клонирование может быть применено в отношении человеческих клеток для получения стволовых клеток при создании искусственных органов и тканей, что актуально для трансплантологии.
Подробнее в сюжете: Мир науки