<script async custom-element="amp-apester-media" src="https://cdn.ampproject.org/v0/amp-apester-media-0.1.js"></script>
«Русские сезоны» и дягилевские антрепризы. В Третьяковской галереи открывается один из самых ожидаемых проектов нового сезона. Экспозиция приурочена к 150-летию со дня рождения известного театрального деятеля Сергея Дягилева. Около 330 экспонатов впервые собраны под одной крышей, передает корреспондент телеканала «МИР 24» Дмитрий Каратаев.
Один шаг через порог и вы уже за кулисами театра. Здесь гримерная, декорационные и пошивочные цеха – каждое пространство посвящено балетам Дягилева. Ими великий русский антрепренер покорил не только Россию, но и весь мир.
«У него был абсолютный слух на красоту и на искусство. Во-первых, он был композитор по образованию, поэтому он прекрасно разбирался в музыке, поэтому так безошибочно подбирал музыку к своим балетам», – рассказала куратор выставки, заведующая отделом графики 18 – начала 20 веков Третьяковской галереи Ирина Шуманова.
Сергей Дягилев сделал себе имя как художественный критик. Издавал журнал «Мир искусства». Он работал только с лучшими: композиторами, костюмерами, художниками. На стенах – подлинные реликвии и артефакты. Один из них – задник в миниатюре к первому дягилевскому балетному сезону «Половецкие пляски».
«Это невероятного масштаба полотно, сделанное очень обобщенно, я бы сказала, очень авангардно. И можно только себе представить, каково было состояние тех людей, которые пришли в театр «Шатле» 19 мая 1909 года», – отметила генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
Дягилев сам полностью погружался в процесс. До мелочей продумывал образ каждого танцовщика. Костюмы к его балетам – настоящие произведения искусства. Исполнены по эскизам Бакста, Рериха, Головина, Гончаровой и Анри Матисса. До Дягилева балет считался зрелищем серым и скучным. С его приходом постельные тона сменились яркими красками.
«Это из первых балетов, да. И рядом вот костюм стражника Гончаровой. Это принцип такой, который работает именно на сцену, на театр. Такой яркий, пестрый, который будет виден из последнего ряда галерки», – рассказала куратор выставки, заместитель заведующего отделом графики 18 – начала 20 веков Третьяковской галереи Евгения Илюхина.
Всю эту красоту Дягилев пытался донести до самого массового зрителя. Он одним из первых оценил эффект от рекламы. Устраивал предпремьерные показы для критиков и привлекал внимание зрителей яркими буклетами, театральными программками и стильными афишами.
«Работали сразу несколько реставраторов. Потому что такой большой размер надо было и держать, и переворачивать, и подводить японскую бумагу очень хорошего качества на оборотную сторону. А главное – восстанавливать все-все-все вот эти буковки, потому что даже этот ноль разлетелся на много-много маленьких частиц. И его мы собирали буквально пинцетом под микроскопом», – рассказала заведующая отделом графики 18 – начала 20 веков Третьяковской галереи Инна Соловьева.
По крупицам собраны аутентичные фотоснимки, книги, рукописи. Дягилев всегда делал постановочные фотографии. На них – эволюция его «Русских сезонов» от ярких костюмов к минимализму.
Зеркала, станок и конструкция, которую использовали танцовщики – эта фантазия на тему декораций к балету «Ода». Она погружает всех зрителей выставки в закулисье, где каждый может почувствовать себя участником труппы.
Экспозиция под названием «Дягилев. Генеральная репетиция» – это проба перед открытием именного зала в здании Новой Третьяковки на Крымском валу. Познакомиться с наследием великого русского импресарио можно до 5 февраля.
Подробнее в сюжете: Выставка-форум «Россия»