У иудеев сегодня Йом-Кипур – день поста, покаяния и искупления грехов. О его значении для верующих телеканал «МИР 24» поговорил с исполняющим обязанности главного раввина Москвы Давидом Юшуваевым.
- Почему Йом-Кипур считается одним из главных праздников иудаизма и еще считается судным днем? В европейской традиции судный день называть праздничным довольно непривычно.
Давид Юшуваев: Во-первых, я хочу поправить, что судный день у нас, по нашей традиции, был в еврейский Новый год, который мы отмечали девять дней назад. Тогда происходил суд в небесах и решалась судьба каждого человека, каждой семьи, каждого государства, каково оно будет. Это происходило в Рош Ха-Шана, в Новый год еврейский.
Йом-Кипур – это день очищения, искупления грехов. Представьте себе, что к нам прилепились так много всяких неприятных действий, неприятных моментов нашей жизни, мыслей, разговоров. И есть один раз в году, когда всевышний спускается и полностью очищает. Происходит такая процедура очищения. Поэтому это веселый праздник, он важный праздник! С одной стороны, он грозный праздник, который тоже требует от нас какие-то поступки, чтобы мы продвинулись в сторону всевышнего. Но с другой стороны, дает нам возможность быть чистенькими перед ним.
Давид Юшуваев: Да, он называется Шабат Шабатон. Поскольку этот день – он не Шабат, есть у нас определенные запреты, которые в Шабат, а есть запреты, которые в обыкновенные праздники, которые не совпадают с Шабат. Так вот, Йом-Кипур имеет святость гораздо выше всех праздников. И в какой-то степени даже выше, чем Шабат. Потому что, например, если Йом-Кипур совпадает с субботой, в календаре у нас очень часто так бывает, что Йом-Кипур и Шабат совпадают. И, казалось бы, Шабат, такой святой день, давайте отодвинем Йом-Кипур на другой день? Нет! Йом-Кипур – он Шабат Шабатон, он обладает силой! И в Шабат мы постимся и просим прощения у всевышнего и очищения за наши грехи.
- А расскажите историю этого праздника?
Давид Юшуваев: История этого праздника. Я бы сказал, есть много разных объяснений этого дня. Но, мне кажется, что, когда всевышний сотворил этот мир, уже в планах бога существовал этот день.
Можете представить, я сейчас сижу у себя в кабинете, вы сидите у себя, и целый год вы бы не убирали там, уборщица не мыла, не убирала бы пыль. Могли бы вы сидеть сейчас, могли бы вы как-то общаться? Конечно же нет! Это требует постоянную уборку, постоянный уход для того, чтобы мы могли общаться. Также всевышний, когда творил этот мир, он понимал, что у людей есть свобода выбора. И они могут вбирать не всегда хорошие поступки. Не всегда хорошие разговоры. И вот эта грязь, эта нечистота, которая будет в мире, она не даст возможность существованию этого мира. Поэтому раз в году всевышний решил уже в претворение мира дать такой день, в который происходит генеральная уборка, очищается для того, чтобы мир дальше мог существовать.
- Йом-Кипур, как вы уже заметили, начинается десять дней спустя после наступления еврейского Нового года. В 2022 году вечером, после заката солнца 4 октября, и праздничный день продлится до заката солнца 5 октября. А как современные иудеи готовятся к этому празднику? Как они его встречают, проводят?
Давид Юшуваев: Во-первых, день заканчивается не 5 октября, не на закате солнца, а на выходе звезд. Мы готовимся сегодня. Это считается днем, когда всевышний требует от нас, чтобы мы готовились едой. Завтра мы постимся, а сегодня есть заповедь целый день кушать. Целый день наслаждаться праздничной едой. Мы готовим праздничную одежду, мы готовимся тем, что мы знаем, что существуют разные запреты в Йом-Кипур, к которым мы должны приготовиться. Например, нам нельзя надевать кожаную обувь. Так ты должен подготовиться, в какой обуви ты будешь ходить. И есть евреи, даже мужчины, которые часто ходят в специальный ритуальный бассейн, который называется Миква, они окунаются в нем. Это тоже для того, чтобы достигнуть этой святости, очищения перед этим святым, важным днем.
- Одна из традиций, насколько мне известно, вращать над головой живую курицу, а потом эту птицу отдать нуждающимся. В чем смысл этого обряда?
Давид Юшуваев: Во время, когда существовал еврейский храм в Иерусалиме, приносились жертвоприношения. К сожалению, сегодня у нас нет храма, нет жертвоприношений. Но жертвоприношения во время существования храма – это не просто принести животное, зарезать его и этим искупить. А когда ты видишь это животное, когда ты режешь это животное, когда видишь, что происходит с этим животным, ты понимаешь: «Ай, я согрешил, это должно было быть со мной». Это делается, это искупляется через животное.
Что-то такое делается накануне Йом-Кипур. Берется курица, крутится над головой, и произносится специальные имена ангелов, которые соответствуют ангелу жизни. Это говорит нам, что человек должен подумать тогда, когда эта курица зарежется, что согрешил, и были какие-то не те поступки, которые должны были быть со мной. И это пробуждает меня к истинному возвращению, к раскаянию, к богу. И тогда я уверен, что бог запишет и запечатает меня в Книге жизни благополучия.
- Кстати, это обязательный обряд для каждого верующего? Или так, рекомендация?
Давид Юшуваев: Это обычай. Есть такие, кто делает это на живую курицу. Есть такие, кто делает это, просто взяв купюру денег, как стоимость курицы. И делают этот обряд тоже три раза. И говорят специальную молитву. Есть даже такие, которые берут живую рыбу, которую тоже крутят над головой. Пусть каждый делает по своему обычаю, по тому обычаю, по которому шли его отцы.
- Еще один атрибут праздника – зажжение семейной свечи. А что она символизирует?
Давид Юшуваев: Я думаю, что семейная свеча, – это имеется в виду ум. Поскольку Йом-Кипур – это важный, большой праздник. И души ушедших из нашего мира тоже присоединяются на эту молитву. Поэтому это называется поминальная молитва, семейная. Она в принципе зажигается на каждого члена семьи, которого мы хотим вспомнить. Поэтому зажигаем эту свечу. Дают специальную суточную свечу, которая связана с ушедшими из этого мира.
- Отдельная довольно интересная тема – запреты. Какие запреты действуют в Йом-Кипур?
Давид Юшуваев: В этот день мы должны чувствовать себя как ангелы, полностью не заниматься телом. То есть когда мы кушаем и пьем, мы занимаемся телом, – это запрещено. Когда мы моемся, мы занимаемся телом, – это запрещено. Когда мы мажем на себя какие-то мази, мы занимаемся телом, – это запрещено. Интимные связи мужчин и женщины – это запрещено. Даже надевать кожаную обувь, которая символизирует, что мы не ходим босиком, чтобы беречь наше тело, – тоже запрещено. Мы похожи на ангелов, полностью духовные люди в этот день, чтобы обратиться ко всевышнему.
- Во время любых религиозных праздников особое значение отводится молитве. В этот день в синагоге звучит какая-то определенная, особенная молитва?
Давид Юшуваев: Есть много молитв, есть много очень трогательных молитв. Но, конечно, только в этот день существует дополнительная молитва. Это пятая молитва. Обычно каждый день евреи молятся три раза. В праздник и в субботу есть четвертая молитва, которая называется Мусаф. Но в Йом-Кипур добавляется пятая молитва. Это последняя молитва, заключающая молитва, которая запирает ворота всевышнему. Когда всевышний очень близок к нам, это последний шанс попросить у всевышнего все, что мы желаем.
- А правда, что в Израиле в день Йом-Кипура останавливается все движение: не работает общественный транспорт, не работают даже аэропорты?
Давид Юшуваев: Да, в Израиле этот день имеет большую-большую популярность. Даже люди, которые менее религиозные, которые не постятся и работают в этот день. И действительно, общественный транспорт полностью не работает, и не только общественный транспорт. Вы не увидите, ну почти, может быть, только машины скорой помощи или что-нибудь такое, не увидите ни одной машины. И самолеты, аэропорты все полностью закрываются в Йом-Кипур. В Израиль спускается полная святость этого дня.
Подробнее в сюжете: Гости эфира