18:08 05/10/2022

Эксперты рассказали, какие перспективы ждут новую платежную систему «Troy»

Shutterstock/FOTODOM

На уровне Центробанков России и Турции обсуждается введение новой платежной системы «Troy», которая позволила бы российским туристам пользоваться банковскими картами в Турции. Решение о новой платежной системе возникло после того, как турецким банкам пришлось прекратить обслуживание по картам «Мир» из-за угрозы американских санкций. Эксперты рассказали, какие перспективы ждут новую платежную систему.

«Выбор платежной системы, отличной от «Мир», не гарантирует спокойное проведение платежных транзакций, так как запрет идет не на использование определенных технологий, а на взаимодействие с отечественными структурами в принципе. Запад спокойно может ввести санкции за любое взаимодействие с российскими банками. Так, например, проводить платежи можно и без системы SWIFT, но ни один зарубежный банк сейчас, пожалуй, не рискнет пойти на это», – пояснил доцент департамента банковского дела и монетарного регулирования Финансового университета, кандидат экономических наук Дмитрий Трофимов.

Эксперт считает, что со стороны Турции такое предложение можно рассматривать скорее как дружественный жест.

«С технической и технологической сторон, принципиальной разницы нет, какая платежная система будет обслуживать платежи клиентов наших банков в Турции. В большинстве схем все равно это будет происходить через открытые взаимные корсчета, а комиссионные доходы будут так же распределяться между банками. Эти межбанковские расчеты будут существовать в любом случае – вот их-то могут поставить под санкции в любой момент, и банки Турции снова откажутся от проведения платежей», – объяснил Трофимов.

В свою очередь, директор Модульбанка по платежным сервисам Юрий Васильев объясняет, что Турция заинтересована в том, чтобы найти альтернативную платежную систему не только для туристов, но и для предпринимателей, которые занимаются параллельным импортом.

«Риск работы этой системы с Россией есть. Но в то же время Турция – один из важных партнеров США и, в целом, возможность и политическая воля принимать решения, которые идут на пользу национальным интересам Турции, у самой Турции есть. Также включение или невключение этой системы для России может быть предметом торга Турции с США. Перспективы сейчас оценивать сложно. Влияют и сроки, когда будут приняты соответствующие решения, и сроки интеграции решения в банки РФ», – сказал он.

Несмотря на то, что правительство Турции может декларировать любые решения, далеко не факт, что их будут исполнять турецкие банки, замечает финансист Андрей Третьяков.

«До того, как будут пересмотрены санкционные настроения западных стран, любые проекты по обходу ограничений с использованием локальных платежных систем, имеют конечный характер. Это связано с тем, что банки, обслуживающие транзакции в рамках любой платежной системы, например, принимающие оплату от российских клиентов в адрес местных продавцов или выдавая наличные, из опасений столкнутся с ограничениями по проведению международных расчетов своих клиентов. Понимая это, Турция на государственном уровне может декларировать любые решения, которые просто не будут исполняться на уровне местных банков либо прекратят исполняться после получения первых существенных сигналов от западных финансовых институтов», – заключил он.