Сегодня прекрасный повод вспомнить и послушать Дмитрия Хворостовского. 60 лет назад в Красноярске родился человек, чей голос покорил весь мир.
«Я должен был вернуться, вернуться к вам, потому что я вас люблю, потому что это мой родной город», – говорил артист. Последний концерт Дмитрия Хворостовского в Красноярске. Опухоль уже путала его речь.
Неделей раньше после выступления в Санкт-Петербурге он упал. Повредил плечо. Болезнь лишила координации, буквально сбила с ног.
«Когда он уже болел, я приехал к нему, остался ночевать. И утром просыпаюсь и слышу, что он поет. Он садился за рояль с утра и начинал распеваться. Утро начиналось с распевок каждый день. И я понимал, что этот человек без музыки просто не может», – говорит заслуженный артист Российской Федерации Ильдар Абдразаков.
Сибиряк, богатырь. Он был талантлив от рождения. Голос, пластика, слух, внешность. Родился в Красноярске в семье инженера и врача. Отец любил музыку, мечтал стать артистом. О Хворостовском заговорили в перестройку. Эпоху перемен, когда стране было не до музыки.
«Он олицетворял такой феномен русского мужчины, который красив, умен, замечательно поет», – отмечает специальный представитель президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой.
Он тренировал не только голос, но и тело. Харизма тренировки не требовала. Стоило ему войти в любое помещение, он сразу словно заполнял собой все пространство.
«Рядом с ним находиться было, мне так поначалу показалось, опасно. От него такая буйная, бурная энергетика, энергия, которая аж просто сметала соседа. Как-то удавалось с этим, когда надо, справляться», – вспоминает художественный руководитель Петербургского камерного хора Николай Корнев.
Вместо стабильной службы в театре он рискнул выбрать вольную жизнь. После победы на конкурсе «Певец мира» в 1989-м его ждали на всех оперных сценах планеты. Перебрался в Лондон, где пришлось все начинать с нуля – без денег, учить чужой язык.
«Для того чтобы мечта сбылась, надо очень много работать. Во-первых, нужно уметь мечтать. И когда у тебя есть цель, ты должен посвятить этому целую жизнь. Это очень интересно, это очень не скучно», – говорил Дмитрий Хворостовский.
Ему покорились Венская опера, Метрополитен-опера, «Ла Скала»... Дмитрия Хворостовского называли The Russian baritone – именно так, с определенным артиклем. Другого такого русского за границей не было.
«Способен был освоить всю палитру вокального искусства. Он был выдающимся оперным певцом и это, безусловно, было признано во всем мире. Одновременно он не гнушался исполнением того, что называется популярной музыкой», – сказал Михаил Швыдкой.
Добившись мирового признания, никогда не терял связь с родиной. Оттого в репертуаре русские народные и песни военных лет. Его оперный баритон собирал Красную площадь. Следом за ним неискушенная публика шагнула и в мир оперной классики.
«Он очень часто пел простые песни для народа. И видимо, таким образом публике, которая мало ходит в оперу, мало посещает концертные залы классической музыки, через его широту души, через его песни, которые он пел, стала доступна и классическая музыка, благодаря Диме многие стали посещать и оперные театры», – отметил Ильдар Абдразаков.
Он часто выступал бесплатно. В 90-х, когда у зрителей денег только на хлеб и хватало. Потом ради детей. Собранные Дмитрием Хворостовским средства спасли несколько сотен малышей.
«Дима, если я могу его так называть, для меня был всегда примером профессиональной любви к тому мастерству, которым он занимался, к искусству оперного певца. Как человек он очень поддерживал молодых певцов, давал советы всегда. Прослеживалась его человеческая позиция. В конце жизни он уже устраивал мероприятия для детей, помогая тем, у кого не все сложилось в жизни», – рассказал солист Мариинского театра Сергей Скороходов.
Хворостовский будто прожил сразу несколько жизней. Он был счастлив и на сцене, и дома. Но в 2015 году заболел. Опухоль головного мозга, третья стадия. Тяжелое лечение, инвалидная коляска. Но снова встал, вернулся на сцену. Только ненадолго.
«Уже ясно было, что остались считанные дни, часы, я видел его за месяц, на дне рождении он общался с гостями, никакого уныния и жалости к себе. Был герой – сидел и принимал гостей, и заставлял нас быть спокойными», – вспоминает народный артист СССР, дирижер Константин Орбелян.
Те прощальные концерты в Санкт-Петербурге и Красноярске он не отменил. Словно хотел оставить и зрителям, и себе надежду на новую встречу.