Все внимание мировой прессы сегодня было приковано к Китаю, где прошло судьбоносное для страны событие – открытие XX юбилейного съезда Коммунистической партии. Итоги первого дня у специального корреспондента «МИР 24» Глеба Стерхова.
«XX всекитайский съезд Коммунистической партии открывается. Прошу всех встать. Поем гимн Китайской Народной Республики», – обращается ведущий. Около миллиарда человек в Китае и за пределами в эти секунды тоже стоят и поют. Китайская Народная Республика берет масштабами. Во всех смыслах этого слова.
«С этого дня главной задачей КПК будет вести китайский народ всех этнических групп совместными усилиями к реализации второй столетней цели – превращения Китая в великую во всех отношениях социалистическую страну современности. Социализм с китайской спецификой вступил в новую эпоху!» – заявил председатель КНР Си Цзиньпин.
А буквально за считанные часы до начала съезда КПК «подарок» от Байдена. Он фактически объявляет республике технологическую войну. Ввел беспрецедентные санкции – запрет на использование микрочипов, произведенных за пределами США. Как известно, именно полупроводниковые чипы – сердце любого сложного устройства – от смартфонов и беспилотных автомобилей до тех, что в военной и космической промышленности. При этом Китай более половины потребностей мирового рынка покрывает. Но теперь производить не может. Ведь использовать американские технологии, патенты и оборудование им теперь тоже запрещено. «Полупроводниковая война» бьет не только по КНР. Американским руководителям и инженерам, работающим на производстве в Китае, предписано либо бросить работу и вернуться, или лишиться гражданства США. Китайский глава реагирует с трибуны. Страну не называет, но всем и так понятно, о ком речь.
«Китай также выступает решительно против любых форм гегемонии и политики грубой силы, протекционизма и травли в международных отношениях», – подчеркнул Си Цзиньпин.
Причем китайский ответ почти готов. У них и свои процессоры, и чипы, и технологии производства наработаны. И даже программа своя есть. Высокотехнологичного импортозамещения.
«Сейчас на повестке дня программа «Сделано в Китае-2025». Там задача к 2025 году сделать так, чтобы потребность Китая в высокотехнологичном оборудовании на 70% покрывалась внутренним производством», – отметил заведующий сектором экономики и политики Китая Института мировой экономики и международных отношений им. Е. М. Примакова РАН (ИМЭМО им. Е. М. Примакова) Сергей Луконин.
Так что причина, почему весь мир так пристально следит за съездом, вполне понятна. Многие решения для целых стран могут стать судьбоносными. Отсюда и тренд недели – делать прогнозы, что ни эксперт, то по Востоку, что ни блогер, то китаевед. Русскоязычный интернет забит роликами. Постят то девушек, синхронно разливающих чай для политбюро, то Сун Пина – бывшего генерального секретаря. Он родился еще до Октябрьской революции. И в свои 105 на съезде как штык. Что уж говорить о молодежи.
«Верю, что под руководством ЦК КПК во главе с генеральным секретарем Си Цзиньпином в качестве ядра наша страна станет еще более процветающей и принесет пользу массам трудящихся», – говорит делегат XX съезда Бай Юй.
«Я думаю, что своими достижениями мы обязаны политике партии. Обещаю хорошо выполнять свою работу и активно продвигать инновационную деятельность, чтобы голос китайских ученых был слышен во всем мире», – отмечает делегат XX съезда Бао Линьлинь.
Этот съезд еще и потому особенный, что беспрецедентное число коммунистов представляет. Разрослась партия до невиданных масштабов.
«Сто миллионов человек в Компартии Китая, это больше, чем население Германии, политбюро КПА будет на основе консенсуса определять будущее не только Китая, но и всего мира! Следующая пятилетка будет критической. Время принимать решения!» – подчеркнул профессор тайваньского Университета Сучжоу (Soochow University) Виктор Гао.
Сто миллионов коммунистов – это в пять раз больше, чем максимально было в СССР, между тем строители китайского социализма не скрывают: партийную систему скопировали у СССР. Правда, потом усовершенствовали. Вместо секретариата там постоянный комитет. Выглядит похоже.
96,7 млн. членов КПК (2022 г.)
18,9 млн. членов КПСС (1989 г.)
Устройство партий Китая и СССР:
1) генеральный секретарь ЦК КПК
2) постоянный комитет Политбюро ЦК КПК
3) Политбюро ЦК КПК
1) Генеральный секретарь ЦК КПСС
2) Политбюро ЦК КПСС
3) Секретариат ЦК КПСС
Все ожидают избрание товарища Си на третий пятилетний срок в качестве главы Компартии Китая и страны соответственно. Он впервые за полвека одновременно и председатель КПК, и генеральный секретарь. Сочетает две должности – и гражданскую, и политическую. Планы у него далеко идущие, например, программа развития экономики до 2035-го. Так что ясно – на посту он надолго. А быть может, и навсегда. Еще в 2018-м он сам снял ограничения по срокам в должности председателя КНР, при этом и преемника объявлять не стал.
«Почему это является неожиданностью: потому что архитектор экономических реформ Китая Дэн Сяопин (хотя, понятно, что он не единственный архитектор, ему помогали) установил негласное правило, что генсек занимает свою должность не более двух сроков подряд», – отметил Сергей Луконин.
Тот самый архитектор реформ во многом и создал в матрице современного Китая те самые противоречия, которые еще предстоит решать «новому кормчему» Си Цзиньпину. Дэн Сяопин наладил дипломатию с США, нашел подход к американской деловой элите.
«Работает формула Киссинджера, я напомню, еще в 70-е годы Генри Киссинджер говорил: Китай – наш геополитический противник, но экономические отношения с Китаем должны быть гораздо теснее, чем отношения Китая с СССР и Россией», – пояснил востоковед Кирилл Котков.
В итоге зеленый свет западным инвестициям, массовый перевод предприятий на китайскую территорию. Так коммунистическая страна стала и огромной мануфактурой, фабрикой мира. Но вот уже 10 лет новый рулевой внедряет и новые подходы. «Социализм с китайской спецификой новой эпохи» – об этом генсек заявил в ноябре 2017-го, на прошлом, XIX съезде партии. И вот, пятилетку за три года, в 2020-м уже есть, чем гордиться.
«За такой короткий период времени Китай сумел вызволить из бедности 800 млн человек. Это феноменальный результат!» – подчеркнул бывший генеральный секретарь ШОС Рашид Алимов.
Такие стремления возникли после целой серии неприятностей с Америкой. Сначала был скандал при Трампе, когда тот объявил Китаю торговую войну, ввел санкции на продукцию их гиганта Huawei. При Джо Байдене минувшим летом не поладили. Пекин выразил протест из-за визита спикера Палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси на Тайвань. В МИД КНР заявили, что США нарушили положения трех китайско-американских коммюнике. Сегодня Си Цзиньпин вновь предупреждает: пора остановиться.
«Мы оставляем за собой возможность принятия всех необходимых мер, направленных против вмешательства внешних сил и крайне малого числа сепаратистов, выступающих за независимость Тайваня, а также их раскольнической деятельности», – заявил он.
Тогда и стала заметна неоднородность в рядах Компартии Китая, которая из-за границы смотрелась такой сплоченной.
«Есть, конечно, те фракции, которые, например, больше ориентируются на то, чтобы развивать отношения с Западом. Они считают, что это более отвечает интересам развития самого Китая. Есть, наоборот, те, которые прекрасно понимают, что именно американцы, именно Запад сегодня является самым главным врагом Китая», – заявил президент АНО «Российско-китайский аналитический Центр», заместитель председателя Общества российско-китайской дружбы Сергей Санакоев.
Второй экономике мира уже тесно на планете. Она стремится стать первой!
«Но и превратиться в самое могущественное государство, которое сместит с пьедестала первенства Соединенные Штаты. Вот это обстоятельство вызывает очень сильное противодействие с американской стороны», – пояснил руководитель Школы востоковедения факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ Андрей Карнеев.
На этом съезде будут обсуждать как раз замену премьера Госсовета Ли Кэцяна, того самого, который на днях призывал Госдепартамент США забыть обиды, наладить отношения с Китаем и расширить торговлю. Си Цзиньпин взял инициативу в свои руки. Он требует объединить функции рынка и правительства в распределении ресурсов.
«Там будет больше именно ручного регулирования. «Неважно, какого цвета кошка. Главное, чтобы она ловила мышей!» В этом как раз смысл. Лишь бы развивалась экономика. И вот это сочетание рыночных механизмов и государственного регулирования показало свои самые важные преимущества», – отметил Сергей Санакоев.
Многие наблюдатели уверены, что именно на этом съезде случатся ключевые решения по кадровым перестановкам в высших партийных органах. Постоянный комитет политбюро Компартии Китая из семи человек, включая генсека – главная власть в стране. Весь состав либо прямые протеже Си, либо лояльные ему партийные боссы.
В следующее воскресенье, после окончания съезда КПК, новый созыв Центрального комитета партии проведет свой первый пленум. Там утвердит членов самых важных партийных органов, начиная с политбюро. Так что этот блокбастер по-китайски еще и двухсерийный.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе
Читайте также: