Отечественное кино для детей и подростков отныне будет сниматься на государственные деньги. Эта мера поддержки, о необходимости которой говорили многие российские кинематографисты, до 30 декабря нынешнего года должна получить полное законодательное основание. Именно этого потребовал президент России Владимир Путин. «Правительству РФ обеспечить внесение в законодательство РФ изменений, предусматривающих полное государственное финансирование производства и проката национальных художественных (игровых) фильмов для детей и юношества», – сказано в документе, опубликованном на сайте Кремля.
История отечественного кинематографа – это во многом история советского кино. Из 114 лет на его долю приходится почти 70. И практически все это время государство активно поощряло, а временами и требовало производства кино для детей.
Первые опыты в этом направлении приходятся на 1920-е годы. Правда, тогдашние детские фильмы большой популярностью у детской аудитории не пользовались. Слишком шаблонными были фигуры положительных и отрицательных героев, слишком плакатными выглядели их взаимоотношения. Но уже к середине 1930-х на смену историям о том, как пионеры перевоспитывают нерадивых тунеядцев, пришли совсем иные фильмы. В СССР начали, например, снимать кинофантастику – тот же «Космический рейс» 1935 года выпуска. Кстати, для этого фильма знаменитый ученый Константин Циолковский собственноручно сделал три десятка чертежей ракетоплана. На экранах появилось киновоплощение классики детской приключенческой литературы – например, «Дети капитана Гранта» с гениальной музыкой Исаака Дунаевского (1936 год) и «Остров сокровищ» (1937 год).
Но настоящий расцвет советского детского кинематографа пришелся на послевоенное время. Особенно ярким был период после 1950 года: в это время на экранах появились киноверсии «Кортика» и «Бронзовой птицы», «Два капитана» и «Старик Хоттабыч». Чуть позже вышли «Королевство кривых зеркал» и «Дикая собака Динго». Настоящим прорывом стали «Неуловимые мстители». Этот детский «советский вестерн» буквально выплеснулся на улицы городов СССР, где мальчишки и девчонки играли в неуловимых, наперебой споря о том, кому быть Данькой, Ксанькой, Валеркой или Яшкой. Интерес к Гражданской войне в это время подогрели и продолжения «Мстителей» – «Новые приключения неуловимых» и «Корона Российской империи».
Снималось, конечно, и военно-патриотическое кино. Вот один только факт: после выхода в 1977 году на экраны фильма «В зоне особого внимания», посвященного десантникам, конкурс поступающих в Рязанское военное училище ВДВ вырос до двух десятков человек на место.
Постперестроечные времена поставили крест на госфинансировании детского кино, а значит, и на всем этом жанре тоже. Ничего равного советским фильмам для детей и юношества по силе воздействия на детскую аудиторию в последние три десятилетия не снималось. В первую очередь – из-за отсутствия денег и засилья иностранной кинопродукции на экранах. Именно эту тенденцию теперь и предстоит переломить российским «детским» кинематографистам, получившим полную поддержку государства.
Как считает президент блогерского агентства INVITE Роберто Панчвидзе, господдержка детского кинематографа – это в первую очередь возможность отвлечь современных детей и подростков от интернет-контента. «Дети и подростки потребляют в основном контент блогеров и соцсетей: именно этот контент имеет сильнейшее влияние на молодежь, и именно эту сферу государству контролировать сложнее всего, – считает Роберто Панчвидзе. – Несмотря на многие институции и попытки ограничений (маркировки 18+, внутренняя модерация площадок), дети получают доступ ко всему массиву информации, среди которой есть и мат, и деструктивный контент во всех проявлениях. Ограничить доступ к нему практически невозможно. При этом перед государством стоит задача «патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи». Поэтому решением проблемы власти выбрали не уничтожение деструктивного в соцсетях, а создание позитивного – в кино».
С подобной оценкой согласны не все. По мнению кинорежиссера, продюсера, генерального директора ООО «Кинопроизводственная и театральная компания «ЕРМАК» Родиона Белькова, заявленная мера выглядит скорее формальностью. «Дело в том, что детское кино, как и всякое другое, и сейчас финансируется из госбюджета – просто потому, что никаких других источников финансирования сегодня у отечественного кинематографа нет, – утверждает Родион Бельков. – Сегодня по закону о кинематографии, принятом еще в 1997 году, государство обеспечивает поддержку кинематографии в размере 70%, а остальные деньги кинопроизводитель обязан найти сам. Это приводит к огромному количеству спекуляций и пренебрежительному отношению к кинематографистам, пытающимся найти деньги на кино. Бизнес не очень понимает, зачем мы просим средства, если кино финансируется государством».
Полная государственная поддержка детского кино, если она будет осуществляться по тем же принципам, что и в СССР, может оказать целительное воздействие на отрасль, считает эксперт. Вот простейший пример. В съемках детской киносказки «Илья Муромец» в 1956 году режиссер Александр Птушко задействовал рекордное в истории мирового кино число лошадей – 11 тысяч голов! – и 106 тысяч статистов. Без госфинансирования и господдержки (подавляющее большинство статистов были военнослужащими) подобное было бы невозможно.
Другой вопрос – будет ли новое российское детское кино востребовано аудиторией. «Сейчас ситуация играет нам на руку: с ограничением работы главных соцсетей – Instagram и TikTok – мы столкнулись с нехваткой контента, в том числе позитивного, спрос на который растет со стороны государства, – полагает Роберто Панчвидзе. – Плюс плачевная ситуация в кинопроизводстве и ограничение проката в России. Таким образом, госбюджет на детский контент решит сразу несколько проблем. Во-первых, создание кино для молодежи станет полностью подконтрольно государству, что поможет решить глобальные просветительские задачи. Во-вторых, поможет переключить внимание молодой аудитории на «позитивный» киноконтент. В-третьих, сыграет на руку индустрии кино, которая переживает не лучшие времена, и привлечет аудиторию в кинотеатры».
В то же время, если государство возьмет на себя только финансирование производства детского кино, но по-прежнему оставит без внимания вопрос организации качественного кинопроката, проблема решена не будет. «Наблюдается крах отечественного кинопроката, система которого была выстроена только на голливудских премьерах, – утверждает Родион Бельков. – Чтобы решить эту проблему, нужно сделать так, чтобы большая премьера в кинотеатре была каждую неделю. У нас есть достаточное количество хороших режиссеров и сценаристов: ВГИК выпускает ежегодно не менее 30 в каждой мастерской. Но у нас не хватает финансирования. Нужно понимать, что не каждый фильм может получится – именно поэтому речь идет о 500 фильмах, а не о 365, например. Кинематограф – это сложная отрасль. В Советском Союзе, к примеру, снималось очень много «хлама», но без этого «хлама» не было бы гениальных комедий Гайдая, Рязанова или фильмов Тарковского. Киноиндустрия не может штамповать только гениев».
И это справедливо. Далеко не все детские фильмы в том же СССР были шедеврами – большинство картин смело можно было назвать проходными, говорит эксперт. «И все-таки без этой «подложки» кинематограф для детей не мог бы достичь важнейшей цели, ради которой его поддерживало государство: воспитания детей и юношества в духе патриотизма. Именно этого России так не хватает сейчас, и именно на это направлено поручение президента страны», – заключил Бельков.
Подробнее в сюжете: Новости кино
Читайте также: