Китай сохранит курс на социалистическую рыночную экономику. Об этом во время исторического XX съезда партии заявил Си Цзиньпин. Завершился он 22 октября, а 23-го в Китае прошел пленум ЦК партии. Товарища Си переизбрали на третий срок. Недаром иероглиф «Си» с некоторыми допущениями можно перевести как «Опытный, знающий». Главная новость – новый состав постоянного комитета политбюро, который обновился более чем наполовину, отмечает корреспондент «МИР 24» Глеб Стерхов.
Новой дорогой идете, товарищи! Обновленную элиту китайской Компартии приветствуют сотни журналистов. Во главе процессии – товарищ Си Цзиньпин, его избрали на третий срок правления. Раньше больше двух пятилеток править было нельзя. Вслед за Си Цзиньпином следуют еще шестеро. Те, кто вместе с ним составят верхушку партийной элиты, высшую власть Китая под названием Постоянный комитет политбюро.
«В предстоящем путешествии мы должны сохранить командный дух, чтобы построить современную социалистическую страну, уважаемую всеми», – заявил генеральный секретарь КПК Си Цзиньпин.
Командный дух новый, потому что новый состав. Генсек основательно обновил ряды ближайшего окружения. Из той самой семерки сразу четверо покинут ряды партийной элиты. Среди них – и премьер Ли Кэцян, который последние 10 лет реформировал экономику и выступал за сближение США. Формальный повод – его второй срок у власти истекает, плюс возраст – 67 лет, пора и на покой. Еще троих высокопоставленных чиновников заменили более молодыми партийцами. Новым премьером, вторым человеком после генсека теперь станет глава Шанхайского горкома Ли Цян, его назначения даже китайские прогнозисты не ожидали. Он не входил ни в какие подборки кандидатов. В центральных ведомствах никогда не работал. Такой резкий скачок в партийной карьере возможен лишь при прямом вмешательстве лидера страны. По подсчетам ТАСС, состав Центрального комитета партии обновился на две трети. В него вошли 205 человек, из них только 71 – партийные ветераны. Про всех новоизбранных политологи говорят, что это самая преданная команда из всех, что были у Си Цзиньпина ранее.
Самая древняя система опознавания «свой-чужой» – китайская чайная церемония.
«Несмотря на то, что чашечки чистые, их дополнительно споласкивают горячим чаем, чтобы показать, что края чашечек не смазаны ядом, поскольку в древности на церемонии могли присутствовать разные люди», – отмечает мастер китайской чайной церемонии Государственного музея Востока Андрей Гретчин.
Уже 6 тысяч лет этот сакральный обряд сопровождает все самые важные события. 20-й съезд столетней Компартии Китая в том числе. Каждый день работы съезда было по нескольку перерывов на чаепития. Для китайцев это святое. Кстати, у генерального секретаря Си Цзиньпина на столе всегда две чашки.
«Поднебесная без императора один день прожить может, а император без чая нет», – говорит Андрей Гретчин.
В целом съезд проходил спокойно и размеренно, не считая одного эпизода – охрана уводит пенсионера из зала. Коллективный интернет бросается обсуждать инцидент. Прощай, мол, преемственность поколений. Но все оказалось проще. Бывшему генсеку просто стало плохо. Его выводили освежиться.
«Ху из» Ху Цзиньтао – известно. Основоположник принципа научного развития и сторонник коллективного управления. Говорят, в последнее время он в разногласиях с товарищем Си из-за его нового курса. С жесткой политикой суверенитета и внедрения китайской модели за ее пределами не согласен.
«Си Цзиньпин говорит о том, что социализм с китайской спецификой очень успешен, и опыт Китая может и должен быть перенесен во внешний мир. Раньше Китай не пытался экспортировать свою модель», – отмечает доктор исторических наук, профессор, директор Института стран Азии и Африки МГУ Алексей Маслов.
Стремление понятно. Они смогли всего за 10 лет официально победить бедность. К 2035 году планируют удвоить свой ВВП и в разы свой экономический потенциал. Сделать экономику Китая первой экономикой мира. Звучит реалистично, если сравнивать ВВП по последним годовым значениям. В 2021 году ВВП Китая – $17,74 трлн, ВВП США – $19,42. Китай главному конкуренту уже в спину дышит. Всего 10 лет назад разрыв был двукратный.
«С этого дня главной задачей КПК будет вести китайский народ всех этнических групп совместными усилиями к реализации второй столетней цели – превращения Китая в великую во всех отношениях социалистическую страну современности», – заявил председатель КНР Си Цзиньпин.
В канун съезда президент США Джо Байден подарок подложил. Новый пакет санкций, который превратился в технологическую войну. Началось с закона о запрете использования микрочипов, произведенных за пределами США без их патентов и лицензий. Как известно, именно полупроводниковые чипы – сердце любого сложного устройства, от смартфонов и беспилотных автомобилей до тех, что в военной и космической промышленности. При этом один только завод на острове Тайвань покрывал более половины потребностей мирового рынка.
Сегодня лидеры в сфере полупроводников – США, Южная Корея, Нидерланды и Китай. Из этой четверки лишь последняя страна имеет свой независимый курс в производстве. Но технически нуждается во взаимодействии с остальными игроками на рынке. К примеру, у Голландии берет оборудование для производства чипов, у Америки ноу-хау, технологии, лицензии на производство. Однако все эти партнеры – под жестким управлением хозяев в Вашингтоне. Стоит дать команду – все они прекратят бизнес с Китаем.
«Пространство для сотрудничества сужается. Китай, в общем, объявлен идеологическим врагом. Не экономическим, а идеологическим. Когда вступает в роль идеология, рациональные рассуждения уходят на второй план», – отмечает заведующий сектором экономики и политики Китая Института мировой экономики и международных отношений им. Е. М. Примакова РАН (ИМЭМО им. Е. М. Примакова) Сергей Луконин.
«Американский рынок – это гигантский рынок сбыта китайских товаров. Объем торговли подходит под 800 млрд долларов. Поэтому взять и обрушить его, наверное, не решится ни один серьезный экономист», – считает доктор исторических наук, профессор, директор Института стран Азии и Африки МГУ Алексей Маслов.
Если только что-то не заставит. Например, страх. Китай в последние годы на производстве своих чипов США обгоняет не только в прибыли. Искусственный интеллект и суперкомпьютеры – тренд сезона.
«Военным по барабану все эти лицензии и патенты. Вообще по барабану. Им надо будет – они произведут», – убежден директор по развитию компании «Маппер» – резидент ОЭЗ «Технополис Москва»» Азиз Ахмаджонзода.
Случайно или нарочно – именно мировой лидер по полупроводникам Тайвань чуть не стал причиной горячего столкновения Китая и США. В конце лета Пекин выразил протест из-за визита спикера Палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси на Тайвань. В МИД КНР заявили, что США нарушили положения трех китайско-американских коммюнике. Начали масштабные военные учения в акватории. И ведь это далеко не первое из «последних китайских предупреждений». Местные блогеры шутят: «Кто куда, а пехота Си Цзиньпина на защиту концепции «Одного Китая».
В каждой шутке есть доля шутки. Наказ Си Цзиньпина на съезде – ускорить модернизацию национальной обороны и Вооруженных сил, чтобы через четыре года, к столетию Народно-освободительной армии Китая она стала передовой. Планируют догнать и перегнать Америку по количеству авианосцев. Это будет непросто. У США 11 плавучих крепостей, у Китая – пока две, достраивают третью (через два года спустят на воду). К 2035-му еще минимум шесть авианосных групп. Амбиции Китая – стать самыми сильными и в Тихом океане. Один из доводов – скорейшее воссоединение с Тайванем, это внесли в Устав КПК. Теперь это партийная задача каждого из 100 миллионов китайских коммунистов.
Пора определяться. До сих пор эта территория вела себя как самопровозглашенная республика. Экономически и политически подчиняется США, что Китай категорически не приемлет и считает Тайвань своим. Что-то похожее было и в России, когда в июле 1991 года Джахар Дудаев провозгласил в Чечне Республику Ичкерия. Такой односторонний шаг привел к затяжному военному конфликту между законной властью страны и повстанцами.
Си Цзиньпин заявил, что уже не исключает урегулирования тайваньского вопроса и военным путем.
«Китайский народ никогда не позволит ни одной внешней силе подавлять или порабощать нас. Любой, кто попытается это сделать, прольет свою кровь и разобьет голову о Великую Китайскую стену одного миллиарда 400 миллионов наших людей», – заявил Си Цзиньтао.
Америка никогда не скрывала: ей необходим распад двух держав – СССР и Китайской народной республики – на отдельные страны. История гибели Советского Союза известна. Карта возможного развала Китая до сих пор в работе. Республика уже 80 лет противостоит вмешательству извне. В 1950-х ЦРУ начало серию спецопераций в поддержку «независимости Тибета». Отделить не получилось, территория осталась автономией в составе КНР. Не удалось раскачать лодку и в районе Макао – у него статус специального административного района КНР. Затем взялись за Синьцзян. США обвинили власти Китая в нарушении прав человека – этнических меньшинств в регионе, наложили санкции на импорт товаров оттуда и до сих пор финансируют сепаратистов. Пока тоже без особого успеха. В 2020 году мишенью стал Гонконг. Широкая автономия, бывшая британская колония. Местная власть и полиция попали под санкции США якобы за противодействие самостоятельности Гонконга. Теперь Тайвань. По заявлению китайского МИДа, США вооружают регион. В начале осени очередной транш Вашингтона Тайбэю почти на 5 миллиардов. Всего же более 70 миллиардов долларов Америка потратила на доставку оружия на остров и на этом, похоже, не остановится.
«Для нас (США) выбор такой: если мы не принимаем участия в организации этого мира, не играем лидирующей роли в этом процессе, то кто-то еще берет на себя эту роль, и это вполне может быть Китай, и такое развитие событий не может в полной мере отражать наши интересы и ценности», – сказал госсекретарь США Энтони Блинкен.
Ни Трампа, ни Джо Байдена, ни европейских лидеров председатель КНР чаевничать не приглашал. Восточная дипломатия – дело тонкое. Но с одним своим коллегой глава Поднебесной чайную церемонию проводит регулярно – с Владимиром Путиным.
«Это очень большая честь. Можно сказать, что тогда император принимал человека в свое ближайшее окружение, в свою семью», – поясняет мастер китайской чайной церемонии Государственного музея Востока Андрей Гретчин.
С Россией отношения стабильны. Год от года только улучшаются.
«Мы сейчас по одну сторону баррикад. Потому что на Китай идет тоже давление со стороны Запада. У нас есть план по доведению товарооборота с Китаем до 2024 года до 200 миллиардов долларов», – отметил директор Центра политического анализа, шеф-редактор сайта «Кремль.орг» Павел Данилин.
Что же касается отношений с Западом – в обозримой перспективе резких движений от Китая ждать не стоит. Не их стиль. Да и своих внутренних дел у них пока хватает. Главные решения приняты, но остались формальные процедуры: официально утвердить премьера Госсовета, председателя Всекитайского собрания народных представителей. Но это все в марте 2023 года.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе
Читайте также: