20:45 27/10/2022

Агит-спектакли, «Юнона и Авось» и хип-хоп-опера о Маяковском: «Ленкому Марка Захарова» – 95

Валерий Шарифулин/ТАСС

Основанный силами молодых энтузиастов-комсомольцев, «Ленком» просуществовал почти столетие и превратился из небольшого любительского театра в один из самых успешных и известных театров страны. Сезон этого года стал для ТРАМа (Центральный Театр рабочей молодежи – так изначально назывался «Ленком») юбилейным – театру исполнилось 95 лет. День рождения ленкомовцы, как водится, отмечают пышно – радуют зрителей новыми спектаклями, а в фойе театра открылась выставка «Ленком. Без пяти сто», где представлены основные вехи жизни «Ленкома» в фотографиях и архивных документах.

Каким был первый коллектив Театра рабочей молодежи, почему период наивысшего расцвета «Ленкома» связан с эпохой Марка Захарова и что изменилось за три года без мэтра? Об этом и многом другом расскажем сегодня, 27 октября, в день рождения театра.

ТРАМ – первый театр рабочих

«Ленком» по праву считается одним из самых «звездных» театров: в разные годы на его подмостках блистали такие мэтры, как Ростислав Плятт, Валентина Серова, Татьяна Пельтцер, Евгений Леонов, Александр Абдулов, Олег Янковский, Николай Караченцов, Александр Збруев, Инна Чурикова, Леонид Броневой и многие другие. Знаменито и здание, в котором по сей день располагается театр. Дом по адресу Малая Дмитровка, 6 был построен в 1909 году по проекту архитектора Иванова-Шица. Первоначально в нем размещался Купеческий клуб, где собирался цвет столичной аристократии. В этих стенах вели светские беседы Волконские, Апраксины, Трубецкие, по этому паркету прохаживался знаменитый меценат Савва Мамантов, адвокат Федор Плевако, композитор Антон Рубинштейн. Уже в то время здесь витал дух высокого искусства: в клубе часто проходили литературные вечера, ставились драматические и музыкальные спектакли.

От «Маскарада» Лермонтова до «Мистерии-буфф» Маяковского

Но Первая мировая война, а за ней революция внесли свои коррективы. В военные годы дом отдали под госпиталь, а в 1917 году здесь обосновался политический клуб «Дом анархии». К сожалению, часть имущества была разграблена, интерьер также сильно пострадал. Затем в здании обосновалась Центральная школа партийной и советской работы, позже переименованная в Коммунистический университет имени Я. М. Свердлова. А в октябре 1920 года здесь выступал сам вождь мирового пролетариата – Владимир Ленин.

Наконец, в октябре 1927 года здание на Малой Дмитровке было передано Центральному Театру рабочей молодежи. ТРАМ, как его сокращенно называли, был создан руками простых рабочих, которые днем трудились у станка, а вечерами собирались и ставили спектакли. Несмотря на любительский характер постановок, театр стремительно обрел популярность. 27 октября 1927 года актеры представили публике первый спектакль.

ТАСС

От «агитки» – к классике и авангарду

Фактически открытие ТРАМов (а такие театры возникали не только в Москве, но и по всей стране) дало старт развитию художественной самодеятельности среди молодых людей. Первоначально главной задачей этих театров было направить энергию молодежи в творческое русло и сделать так, чтобы вечером после работы парни и девушки, грубо говоря, шли не в кабак, а на сцену – созидать «прекрасное, доброе, вечное». Таким образом советская власть заполучила еще один действенный инструмент борьбы с инакомыслием. Но «Ленком» довольно скоро отказался от «агитки». Сформировался постоянный состав актеров, для которых театр стал главной и постоянной профессией.

Рассказ об истории «Ленкома» – это, безусловно, рассказ о тех, кто выходил на его знаменитую сцену. Но также нельзя оставить без упоминания режиссеров театра, а люди это были действительно великие. В 1928-1932 годах театром руководил рабочий совет, куда входили прозаик Федор Кнорре, композитор (и по совместительству дирижер театра) Николай Чемберджи, художники Евгений Кибрик, Юрий Пименов и коллектив Кукрыниксы (они занимались сценографией) и др. В октябре 1932 года труппу возглавили легендарные мхатовцы: Николай Баталов, Николай Хмелев, Илья Судаков, Алексей Грибов, а также знаменитый автор «Мастера и Маргариты» Михаил Булгаков. Последний значился в театре «консультантом по драматической части», но и сам ставил спектакли – к примеру, «Тревогу» по пьесе Кнорре. Музыкальной частью заведовал сам Исаак Дунаевский, хореографию ставила блистательная Наталия Глан, биомеханику (основы сценического движения) преподавала младшая дочь самого Мейерхольда, Ирина Хольд. Одним словом, на протяжении своей почти столетней истории «Ленком» был яркой кузницей как актерских кадров, так и талантливейших наставников.

Репертуар театра постепенно сместился от плакатно-агитационных спектаклей в сторону русской и советской классики – в афише стали мелькать Пушкин, Островский, Горький.

В 1934 году труппа отправилась на свои первые гастроли – в Ленинград. Там были показаны спектакли «Девушки нашей страны», «Чудесный сплав», «Продолжение следует». В 1935 году ТРАМ был переименован в Московский государственный центральный театр рабочей молодежи, а в 1938-м получил новое имя, под которым просуществовал более полувека – Московский государственный театр имени Ленинского комсомола. В том же году главным режиссером театра стал Иван Николаевич Берсенев.

Ибсен, Симонов и война: «берсеневский» период

Именно с приходом Берсенева «Ленком» обрел статус одного из ведущих театров Москвы. С ним в театр пришли такие звезды, как Ростислав Плятт, Софья Гиацинтова, Серафима Бирман, Аркадий Вовси, Борис Оленин. Еще одной важной, если можно так выразиться, находкой Берсенева стал поэт, прозаик и драматург Константин Симонов. Пьесы его авторства, поставленные и сыгранные актерами «Ленкома», стали одними из самых успешных в репертуаре. Вместе с Симоновым в театр пришла и его супруга – яркая актриса Валентина Серова. Ей неизменно доставались главные роли в пьесах мужа.

В «берсеневский» период «Ленком» обрел новую жизнь и занял заслуженное место в ряду лучших театров столицы, а затем и всей страны. Ивану Николаевичу удалось сплотить и по-настоящему вдохновить труппу, хотя, как он сам признавался, сделать это подчас было непросто.

«Были несомненно талантливые, а были и бездарные, но зато очень разговорчивые, склонные к демагогии молодые люди. «Я с производства, вы мне должны только главные роли давать!» – требовал один. Зато другой заявлял: «Я года два-три вообще играть ничего не буду, мне еще надо поучиться». Третий требовал, чтобы мы дали обещание никогда не ставить никаких классических пьес... Но, хотя у многих и были мозги вывернуты ТРАМом, все же в основной массе это была интересная, живая, энергичная молодежь, очень хотевшая, чтобы у нас получился настоящий театр. Когда мы поняли, что они – всякий по-своему – хотят, в общем, того же, чего и мы хотим, работать стало легче», – рассказывал худрук.

Как театр Марка Захарова стал кузницей для советского кино?

Иван Николаевич и сам не раз выходил на сцену: зрителям запомнились его роли в «Норе» Ибсена, «Живом трупе» Толстого, «Сирано де Бержераке» Ростана. А некоторым спектаклям конца тридцатых и вовсе удалось стать пророческими. К примеру, пьеса «Парень из нашего города» Константинова Симонова предвосхитила войну – Берсенев поставил ее всего за два месяца до начала Великой Отечественной. К слову, этот спектакль – один из ленкомовских долгожителей: в последний раз его отыграли в 1977 году, это была версия Марка Захарова и Юрия Махаева. Такая востребованность у поколения, войны не заставшего, дорогого стоит.

Сам Берсенев хоть и называл театр «наивным», но искренне любил его и царившие в нем идеалы. «Я с наслаждением работал с Афиногеновым, Симоновым, Горбатовым, Лавреневым... – говорил режиссер. – Но вот, понимаете, оказывается, Ибсен – нехорошо... Толстой – не на главной линии. Наивно. Да, у нас Театр имени Ленинского комсомола. Но ведь именно ради комсомола, ради молодежи играем мы и ставим Толстого и Ибсена, Диккенса и Ростана. Все, что может воздействовать на молодое сознание, все, что может внушить молодому человеку наших дней свободолюбие и честность, верность долгу и нравственную чистоту, – все это наше, все это должно звучать с нашей сцены».

Три «золотых» сезона Эфроса

Когда началась война, театр эвакуировали в Узбекистан, где труппа дала 400 спектаклей. В 1943 году коллектив вернулся в Москву. В 1951-м «Ленком» постигло большое горе – не стало Ивана Берсенева. Театр на долгие годы осиротел: режиссеры приходили и уходили, но заметного следа никто из них не оставил. Новая эра в жизни «Ленкома» началась 12 лет спустя, в 1963 году, когда место главного режиссера занял Анатолий Эфрос. И, хотя он провел на этом посту всего три года, они стали «золотыми» как для самого Эфроса, так и для театра.

Громкие имена, аншлаги, зрительские овации – былая слава вернулась в «Ленком». Эфрос привел с собой целую плеяду ярчайших актеров: Александра Ширвиндта, Михаила Державина, Александра Збруева, Валентина Гафта, Всеволода Ларионова, Льва Дурова, Ольгу Яковлеву. В этот период в «Ленкоме» ставят «Мольера», «104 страницы про любовь», «Снимается кино», «В день свадьбы», «Мой бедный Марат».

Публика была в восторге от «Ленкома» Эфроса. Но некоторые сочли его креативность опасной для советской идеологии. В итоге после трех успешных сезонов Управление культуры Исполкома Моссовета отстранило Эфроса от должности главного режиссера, так как он якобы не обеспечивал «правильного направления в формировании репертуара».

Редькин Марк/ТАСС

«Юнона и Авось» и другие шедевры Захарова

Очередной «золотой» период в жизни «Ленкома» наступил в 1973 году. Новый директор театра Рафик Экимян пригласил в труппу актеров Евгения Леонова, Веру Орлову, драматурга Григория Горина и нового главного режиссера, который впоследствии станет художественным руководителем и ключевой фигурой, если не сказать лицом театра – Марка Анатольевича Захарова. Надо ли говорить, что с именем Захарова связан истинный расцвет «Ленкома» (так театр официально называется с 1990 года). Под его руководством здесь работали и продолжают работать неподражаемые артисты. Зрители скупали полные залы, чтобы увидеть игру Олега Янковского, Александра Абдулова, Евгения Леонова, Татьяны Пельтцер, Николая Караченцова, Леонида Броневого, Инны Чуриковой, Дмитрия Певцова, Александры Захаровой, Александра Лазарева, Елены Шаниной, Елены Фадеевой...

Чтобы увидеть спектакли Захарова, люди специально приезжали из других городов. Его первой крупной работой в «Ленкоме» стал «Тиль Уленшпигель» (1974 г.). За ним последовали «Иванов», «Три девушки в голубом», «Жестокие игры», «Поминальная молитва», «Чайка», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Варвар и еретик», «Шут Балакирев», «Ва-банк», «Женитьба», «Пер Гюнт», «День опричника» и, конечно, визитная карточка «Ленкома» – рок-оперы «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» и «Юнона и Авось». Последняя в октябре этого года отметила 40-летие со дня премьеры.

«Я сразу был запрограммирован на театр, который должен собирать много сотен людей, вызывать мощный резонанс, – говорил в интервью Марк Захаров. – Надо все время делать шедевры. Когда сделал удачный спектакль, наступает трусость. Боишься, что так, как в прошлый раз, не получится, что не оправдаешь доверия. Надо переступить через это. Мне нравится, когда театр обладает широким спектром захвата. Хочется, чтобы ко мне ходили и театральные гурманы, и самая простая публика, как в шекспировский «Глобус».

И ему удавалось делать шедевры, которые приводили публику в восторг как тогда, в 70-х, так и сейчас – правда, уже без него. 28 сентября 2019 года Марка Захарова не стало. В том же году театр был официально переименован в Московский государственный театр «Ленком Марка Захарова».

Андрей Соловьев/ТАСС

Булгаков и хип-хоп-опера про Маяковского: «Ленком» сегодня

С июля этого года главным режиссером театра является Алексей Франдетти. Основную часть репертуара по-прежнему составляют спектакли, поставленные Захаровым, но не обходится и без премьер. За три года без своего мэтра театр успел выпустить целых семь новых работ: «Американские горки» (режиссер Леонид Трушкин), «Поминальная молитва» (восстановленная версия Александра Лазарева), «Под одной крышей» (Роман Самгин), «ЛюБоль» (Андрей Соколов), «Доходное место» (Дмитрий Астрахан), «Последний поезд» (Антон Яковлев), «Старомодная комедия» (Роман Самгин).

«Наша гордость – «Поминальная молитва», восстановленная Александром Лазаревым. Это почти копия спектакля Марка Захарова 30-летней давности, но при этом – совершенно иной спектакль», – заверяет директор театра Марк Варшавер.

Алексей Франдетти в свою очередь пообещал в скором времени удивить новым форматом. Режиссер поделился с журналистами идеей поставить хип-хоп-оперу «Маяковский», приуроченную к 130-летию со дня рождения поэта. «Я хочу сделать вместе с вами хип-хоп-оперу о Маяковском. Музыкальным продюсером этого спектакля выступит Василий Вакуленко и команда Gazgolder... Нас с вами ждет большая хип-хоп-эпопея», – рассказал режиссер. А в феврале следующего года зрители увидят спектакль «Бег» по роману Михаила Булгакова в постановке Александра Лазарева. Ну а приверженцы классики могут по-прежнему увидеть на сцене театра легендарную рок-оперу «Юнона и Авось». Кстати, в 2017 году была сыграна полуторатысячная постановка.