То частые, то редкие, то заостренной, то плавной формы. Каждый ее стежок – словно нота, одна за другой рождающая мелодию кочевой степной жизни.
Біз кесте – так называется искусство вышивания, которому Гульназим обучилась в родной семье, где из поколения в поколение бережно сохраняется принцип преемственности. Семья Омирзак сохранила редкое в наши дни умение, которое досталось им от предков.
«Мои родители – художники. С самых ранних лет я росла в такой творческой среде, когда родители все время рисовали, занимались художественными ремеслами. Поэтому я никогда не воспринимала свою профессию как работу, это даже и не было выбором. Искусство – это продолжение моей сущности, то, что всегда было частью моей жизни», – делится девушка.
В семье Гульназим – четыре члена Союза художников РК. Глава династии Рыстанулы Омирзак – выпускник факультета станковой живописи художественной академии в Германии, мама Калемхан Рахметбайкызы – мастер народного прикладного искусства, старшая сестра Айнур преподает в университете им. Абая. Ну а сама Гульназим тоже является членом Союза художников РК, а также лауреатом государственной премии «Дарын».
С 13 лет она успешно занимается искусством вышивки. Ее работы неоднократно отмечались на конкурсах детского творчества. Среди них – внесение ее имени в международную серию альбомов ЮНЕСКО «Рисуют дети: Казахстан».
Сложную и трудоемкую по исполнению технологию традиционной казахской вышивки, практически забытую в Казахстане, Гульназим выбрала в качестве основного ремесла неслучайно. Семья вернулась на историческую родину из Монголии в 1991 году, когда Гульназим исполнилось пять лет. В округе Баян Ульгий, где родился ее отец, до сих пор проживает крупная казахская диаспора. Она вспоминает, что все женщины, девушки в ауле всегда занимались рукоделием, валяли войлок, вышивали біз кесте, а работа всегда сопровождалась пением песен и веселыми прибаутками.
«Тамбурный шов (біз кесте) – это то, чем промышляли моя мама, сестры и тети в ауле. Освоила я национальный тамбурный шов благодаря им. В 13 лет взяла шило и сделала свои первые стежки, которые и проложили тропинку к будущей профессии, – говорит мастерица. – Тамбурный шов – это очень красивый и увлекательный, но вместе с тем и трудоемкий и объемный процесс, который требует немало времени и терпения. Так как такие картины вышиваются крючком, швы бывают очень частыми, тем они бывают и интересны. Будучи творческой личностью, я постоянно была заинтересована и увлечена процессом тамбурной вышивки, поэтому смогла достаточно быстро освоить это ремесло. Не могу сказать, что у меня были какие-то трудности с этим».
На вопрос, сколько времени занимает изготовление одной работы, Гульназим отвечает, что по-разному. Иногда это буквально пару недель, иногда месяц, иногда же приходится отложить эту работу на год или на неопределенное время, пока не придет вдохновение. Одного только навыка мастерски владеть иглой мало, важно уметь видеть красоту и воплощать ее на полотне.
Само название вышивки – кесте – архаично и возникло, как предполагают ученые, в среде аборигенных ираноязычных степных обитателей Центральной Азии, как известно, составивших предковую основу казахской народности. Вышивали в степи по войлоку, хлопчатобумажной ткани, сукну, бархату и шелку. По войлоку вышивали орнамент тус киизов.
По мнению некоторых исследователей, семантика слова кесте (кеште, кашьта с древнеиранского буквально – «нарисованное») несет в себе отзвуки далеких первобытных времен, когда вышивание еще не было известно человеку, но уже существовал обычай рисовать на тканях и выделанной коже магические знаки, служившие оберегами от темных сил и сглаза. Позже охранно-магическую роль стали выполнять вышитые узоры, сохранявшие эту функцию до недавнего прошлого, пока эстетическое начало полностью не вытеснило изначальный смысл вышитого орнамента. Немногочисленные археологические и письменные памятники свидетельствуют о том, что искусство вышивки зародилось у казахов в самые отдаленные времена. Традиционно крупную декоративную вышивку использовали в убранстве жилища кочевников. К примеру, исключительный интерес представляют вышивки хуннского происхождения, особенно две драпировки, как полагают, юечжийской или усуньской работы (примечательно, что районы Семиречья и Восточного Казахстана, где в древности проживали эти народности, являются главными источниками искусства национальной вышивки). Первоначально ими, без сомнения, драпировались стены хуннских жилищ, а возможно, отделялась одна половина жилища от другой.
Сегодня народное творчество развивается. Работы, вышитые Гульназим, легко узнать по ее почерку.
«Мой художественный почерк – это абстракция. Мне очень близка тема неба, звезд, космоса: очень нравится импровизировать и играть с цветами, связанными с ними. Наверное, это из моего детства, когда отец рассказывал много волшебных сказок, о которых я потом подолгу размышляла, глядя на небо, и они остались у меня в памяти. Также я люблю изображать в своих картинах женские образы, ведь женщина – это тоже своего рода целая Вселенная. Она дарит жизнь, это ведь целая философия. Ну и, конечно, обязательно в каждой своей работе я считаю очень важным показать нашу национальную культуру, наш колорит», – рассказывает художница и добавляет, что особое вдохновение черпает, слушая казахские кюи.
Ее работы сегодня востребованы, многие хранятся в частных коллекциях за рубежом, а у самой девушки немало учеников, которые идут по ее стопам, и некоторые уже так же, как их учитель, занимают призовые места на различных творческих конкурсах.
«Когда я участвую в различных конкурсах, я не делаю это с целью непременно выиграть, стать победителем или же получить гран-при. Воспринимаю их как шанс, который дает возможность быть замеченным как профессионалами, так и широкой аудиторией. А еще конкурсы мобилизуют и учат становиться лучше, чем ты был до этого, – делится Гульназим. – Из всех стран, где мы проводили свои выставки, я могу выделить именно европейцев. Они очень интересуются как нашей техникой выполнения работ, так и темой композиций. Людям очень нравится познавать историю страны, откуда мы приезжаем, через наши картины. Они с удивлением отмечают позитивную энергию, которую получают в процессе знакомства с нашими творениями».
Впрочем, поклонников творчества казахской художницы много и на родине. Люди подолгу и с удовольствием любуются завораживающими картинами. Ведь в них каждый видит то, что ему близко – родную землю, небо, любовь, красоту, вечность. Словно тонкой ниточкой молодая художница крепко-накрепко связывает свое сердце с сердцем каждого, кто хоть на миг остановится и задумается перед ее творением.
Алия Султан
Фото предоставлено Гульназим Омирзак