Самуил Маршак, как Сергей Михалков, Агния Барто, Корней Чуковский, был одним из череды писателей, которые создали актуальную до сих пор библиотеку советской детской поэзии. Именно с их стихов открывается мир литературы для многих малышей в России. Вообще, Самуил Яковлевич занимался далеко не только детскими произведениями, среди его работ есть серьезная взрослая поэзия, переводы Шекспира, Роберта Бернса, Уильяма Блейка, Джейн Остин, даже Мао Дзэдуна и многих других авторов со всего света. Ему покровительствовали Владимир Стасов, Федор Шаляпин и Максим Горький, были присуждены четыре Сталинские премии и одна Ленинская – признание не заставило себя долго ждать.
3 ноября исполняется 135 лет со дня рождения автора сборника «Детки в клетке», «Сказки о глупом мышонке» и пьесы «Кошкин дом», популярного переложения английской стихотворной сказки «Дом, который построил Джек». По этому случаю рассказываем о трех знаменитых произведениях, которые он написал.
А вы знали, что сказка «Двенадцать месяцев» в том виде, в каком мы ее знаем, – это работа Самуила Маршака? Он написал ее в годы Великой Отечественной войны. Почти все свое время Маршак, как и большинство других деятелей искусства, трудился во имя победы: писал для газеты «На страже Родины», «Правды», создавал антифашистские плакаты, содействовал сбору средств в Фонд обороны. Но однажды к нему пришло письмо от маленького читателя, который спрашивал, почему в последний год любимый автор изменил детской аудитории и пишет только для взрослых.
И тогда Маршак написал сказку-пьесу о капризной принцессе, жестокой мачехе и трудолюбивой падчерице, которой пришлось под Новый год в стужу и метель отправиться в лес за подснежниками. В письме литературному критику Станиславу Рассадину в 1963 году автор объяснял, что за основу взял старинную легенду о двенадцати месяцах, которую ему рассказали. Скорее всего, Маршак услышал сказку чешской писательницы Божены Немцовой, основанную в свою очередь на старинной словацкой сказке. Она была опубликована в альманахе «Лада Ниола» в 1855 году.
«Двенадцать месяцев» я писал в суровой, затемненной, военной Москве – в часы отдыха от работы в газете и «Окнах ТАСС». Мне хотелось написать жизнерадостную сказку для тех ребят, которые вновь наполнят наши театры после победы, завоеванной их отцами», – объяснял он в письме А.П. Бегучевой от 20 марта 1950 года.
Премьера спектакля по пьесе Самуила Яковлевича состоялась 10 марта 1945 года на сцене Свердловского дворца пионеров, в 1947-м «Двенадцать месяцев» поставили в Московском театре юного зрителя, а в 1948 году – во МХАТе. Вот как формулировал автор смысл «Двенадцати месяцев»:
«Я старался избегнуть в своей сказке навязчивой морали. Но мне хотелось, чтобы сказка рассказала о том, что только простодушным и честным людям открывается природа, ибо постичь ее тайны может только тот, кто соприкасается с трудом».
В 1956 году «Союзмультфильм» выпустил одноименную полнометражную картину, а в 1972-м вышел и художественный фильм, экранизировать пьесу Маршака хотел даже Уолт Дисней, но осуществить эту идею не удалось. Сегодня для многих россиян мультфильм «Двенадцать месяцев» – это «обязательная программа» новогодних праздников.
Свою карьеру Маршак начинал как фельетонист. Поначалу молодой уроженец Воронежа не приветствовал красную власть, бежал от наступавших войск в Екатеринодар (ныне Краснодар) и писал антибольшевистские фельетоны в газете «Утро Юга». В 1919 году увидел свет его первый сборник «Сатиры и эпиграммы», где поэт под псевдонимом доктор Фрикен в основном бичевал большевиков за жестокость, антисемитизм и пр. Однако уже в 1920 году Самуил Яковлевич был назначен заведующим секцией детских приютов и колоний при областном отделе народного образования, преподавал в вузах. Детские стихи начались с 1923 года.
Свое самое известное сатирическое произведение – поэму «Мистер Твистер» – Маршак написал в 1932-1933 годах. В ней поэт проехался по господствовавшей в США до последней трети ХХ века расовой сегрегации. Именно из этой поэмы разлетелось крылатое обозначение капиталиста как «владельца заводов, газет, пароходов».
Мистер Твистер – «бывший министр, делец и банкир, владелец заводов, газет, пароходов», который решил на досуге посетить СССР. О, ужас, в стране большевиков ему приходится смириться с тем, что даже в лучшей гостинице по соседству (и даже этажом выше) могут жить представители других народов и рас:
«В ту же минуту
Трещит аппарат:
— Четыре каюты
Нью-Йорк – Ленинград,
С ванной,
Гостиной,
Фонтаном
И садом.
Только смотрите,
Чтоб не было
Рядом
Негров,
Малайцев
И прочего
Сброда.
Твистер
Не любит
Цветного народа!»
В одном из своих писем Маршак рассказывал, что написать поэму на эту тему его побудил реальный случай, рассказанный ему академиком Дмитрием Мушкетовым. Это была история о том, как американский турист остался без ночлега в Ленинграде из-за того, что отказался остановиться в одной гостинице с чернокожим.
Герой поэмы Маршака – некий Кук, владелец конторы, организующей путешествия. Такой человек действительно существовал! Томас Кук был английским предпринимателем, который открыл первое в мире туристическое агентство, оно просуществовало с 1841-го по 2019 год. Кука называют изобретателем организованного туризма.
«Рассеянный с Бассейной» – так порой называют родители своих невнимательных чад. Это еще одна устоявшаяся в языке крылатая фраза родом из поэзии Самуила Маршака. Стихотворение «Вот какой рассеянный» вышло в 1930 году и в юмористической форме повествовало о путешествии незадачливого героя из Ленинграда в Москву. Считается, что прототипом рассеянного послужил советский химикофизик Иван Алексеевич Каблуков, который славился своей рассеянностью и словесной путаницей, например, мог сказать «химика и физия» и представиться Каблуком Ивановым.
«Однажды на трамвае
Он ехал на вокзал
И, двери открывая,
Вожатому сказал:
"Глубокоуважаемый
Вагоноуважатый!
Вагоноуважаемый
Глубокоуважатый!
Во что бы то ни стало
Мне надо выходить.
Нельзя ли у трамвала
Вокзай остановить?"
В первоначальных редакциях стихотворения Маршак даже подумывал дать герою «обувную» фамилию Башмаков. Да и сам ученый признавал, что «метил» поэт именно в него. Несмотря на рассеянность, Иван Алексеевич был выдающимся ученым, академиком РАН, был удостоен множеством орденов Российской империи, в СССР – орденом Трудового Красного Знамени и орденом Ленина. Он считается создателем школы физикохимии в России.
«Популярность этого стихотворения огромна, – констатировал Корней Чуковский. – Оно выдержало десятки изданий и переведено чуть ли не на все языки. Хотя Бассейной улицы уже давно нет в Ленинграде (ее переименовали в улицу Некрасова), но выражение «рассеянный с Бассейной», сразу ставшее народной поговоркой, по-прежнему остается крылатым: его слышишь и в кино, и в трамвае, и в клубе: – Эх ты, рассеянный с Бассейной».