Роспотребнадзор намерен запретить продажу и употребление сушеных мухоморов. За год число отравлений модными грибами выросло в полтора раза. Как подсаживаются на мухоморный микродозинг и к чему это может привести – в эфире «МИР 24» рассказал кандидат медицинских наук, врач психиатр-нарколог Марат Сараев.
- В середине октября управление Роспротребнадзора подало в суд на один из известных онлайн-маркетплейсов за продажу сушеных мухоморов. Поводом для иска стало отравление подростка, покупавшего там грибы. Насколько серьезными могут быть его последствия?
Марат Сараев: К сожалению, на сегодняшний день очень много людей не отдают себе отчет в том, что данная категория веществ может быть опасной и для здоровья, и в целом даже для жизни. К сожалению, некоторые маркетплейсы на своих площадках размещают данные вещества и данную продукцию. Это чисто коммерческий вопрос. Если не запрещено и пользуется спросом, то можно и продавать.
Необходимо привлекать все способы для того, чтобы четко определить и разъяснить населению, что данные вещества являются опасными. Мы видим очень большой рост интереса к данным веществам среди подростков в последнее время.
- Насколько высок риск летального исхода при отравлении сушеными мухоморами?
Марат Сараев: Риск очень высок. Даже за последние несколько недель мы видим, что количество летальных исходов в отношении этого вещества увеличилось. Буквально история двух дней – предположительно, один известный спортсмен мог употреблять данные вещества, в новостях мелькала такая информация.
- Мухоморный микродозинг в России – явление довольно новое, хотя уже очень популярное. Как на него подсаживаются?
Марат Сараев: Дело в том, что изначально люди, которые обращаются за способом решения своих проблем именно таким образом, являются не вполне, так скажем, здоровыми. В том смысле, что некоторые люди, не обращаясь к врачам, начинают использовать сторонние ресурсы для определения того или иного вещества в качестве лечебного. Это люди с различными заболеваниями. Допустим, с психическими расстройствами, депрессиями. Может быть, даже с зависимостью от психоактивных веществ. Или это онкологические больные. Или больные, страдающие болезнями опорно-двигательного аппарата. Не найдя ответа в официальных источниках и не обращаясь к докторам, люди пытаются решить эти вопросы таким образом: делают акцент на интернет-ресурсах, на блогерах, которые распространяют данную неверную, я бы сказал, даже в большей степени невежественную информацию касательно этого вещества.
- То есть фактически это надежда на чудо?
Марат Сараев: По сути дела, да. Люди думают, что, если они отравляющее вещество примут в определенной дозировке, то это окажет лечебный эффект. Я уверен, что тот эффект, который описывают некоторые люди, – это реклама. В лучшем случае это эффект плацебо. То, что мы даже наблюдаем при назначении сертифицированных антидепрессантов.
- В интернете мухоморный микродозинг рекламируют как средство для улучшения состояния, повышения работы мозга и способ избавления от депрессии. Что на самом деле происходит при регулярном употреблении в пищу малых доз этих грибов?
Марат Сараев: Во-первых, грибы и данное вещество, в частности, относятся к галлюциногенам. Свойства данного вещества дают возможность, в кавычках, человеку ощутить то, что его заболевание на какое-то время отступило. То есть, по сути дела, это вещество дает возможность обманывать головной мозг в той части, что идут позывные от органов, от их систем, что есть какие-то сбои. Но это не решает основное заболевание, патогенетически на заболевание никаким образом не воздействует. Только, может быть, отчасти снижает интенсивность боли.
Сейчас сторонники, например, легализации марихуаны или других галлюциногенных веществ, могут приподнять голову и сказать: «Вот-вот-вот, говоришь верные вещи». На самом деле это не так. История, что эти вещества оказывают действительно стопроцентный обезболивающий эффект, не доказана научным миром.
Во-вторых, после того, как наступает отрезвление, человек понимает, что употребление грибов – это опьянение. Интенсивность боли, депрессии, нарушенного состояния в целом нарастает.
- Есть мнение специалистов, что мухоморный микродозинг может стать триггером психических заболеваний, в том числе шизофрении.
Марат Сараев: Абсолютно верно. Мы знаем и читаем классические книги по психиатрии, и очень много в науке известно факторов, когда галлюциногены, в том числе и грибы, вызывали заболевания, изменения психики. В том числе служили дебютом шизофрении. Если бы человек их не употреблял, заболевание могло и не дебютировать, то есть не возникнуть.
Да, по многим комплексным, генетическим, биологическим, социальным и другим факторам человек находился в группе риска по данному заболеванию, но он мог жить спокойно до тех пор, пока не употребил грибы. В частности, до 25 лет заболевание могло не дебютировать. Но так как мы видим, что очень много молодых людей интересуется данными веществами, соответственно, риск дебюта шизофрении описывается и до 25 лет, риск дебюта шизофрении очень высок.
- Большинство ваших коллег сходятся во мнении, что мухоморный микродозинг вызывает привыкание. Насколько быстро это происходит и насколько это серьезно?
Марат Сараев: Описывали случаи, когда после однократного употребления данного вещества и вообще галлюциногенов могло возникнуть психическое и физическое состояние зависимости. То есть, по сути дела, даже от однократного употребления может возникнуть тяжелейшая форма зависимости. Все зависит от состояния психики и здоровья человека. Если он предрасположен к возникновению зависимости, то да, это вполне возможно. Но в среднем, если происходит несколько систематических употреблений, например, один раз в неделю в течение двух месяцев, регулярно, то это в несколько раз повышает риск того, что у человека может возникнуть зависимая форма поведения с явлениями отмены. То есть, по сути дела, появится так называемая ломка.
- Насколько с медицинской точки зрения это сложная задача – избавить человека от такой зависимости?
Марат Сараев: С медицинской точки зрения, это очень серьезная проблема. И социальная, и духовная, и нравственная, и медицинская. Дело в том, что зависимый в семье – по сути дела, человек, который отравляет всю семью, всей семье приходится участвовать в его лечении и последующей реабилитации. Соответственно, по моделям и стандартам лечения наркозависимости это может длиться в среднем от трех до 12 месяцев. То есть человек непрерывно должен провести это время в стенах лечебного учреждения – клиники или реабилитационного центра. Это процесс очень серьезный, долгий, трудоемкий как для самого пациента, так и в целом для семьи это огромная финансовая и моральная нагрузка.
- По сути получается, что мухоморная зависимость аналогична наркотической?
Марат Сараев: Безусловно, это так. Потому что галлюциногены – это лишь группа наркотических, психоактивных веществ, которые вызывают зависимость. На сегодняшний день именно эта форма стала популярной.
- Как вы относитесь к идее Роспотребнадзора запретить мухоморный микродозинг в России. Пора это сделать?
Марат Сараев: Я совершенно согласен с этой инициативой. Скажу даже больше. Нам, то есть профессиональному, научному сообществу, исполнительной и законодательной власти, необходимо предпринять профилактические шаги на более длительном периоде. То есть на сегодняшний день мы понимаем, что определенная группа психоактивных веществ может трансформироваться в какие-то другие препараты, вещества, которые становятся популярными. Сейчас эти группы препаратов, которые могут быть изначально базисными для изготовления или возникновения наркотических веществ или веществ, которые изменяют сознание человека и делают его зависимым, известны.
Больше интересных фактов о медицине и здоровье можно узнать в новой телевикторине «Осторожно, вирус!» на телеканале «МИР». Ведущий программы Павел Дикан и приглашенный эксперт-врач делятся полезными знаниями, которые могут всем пригодиться в жизни.
Подробнее в сюжете: Гости эфира
Читайте также: