В понедельник, 7 ноября, стало известно, что Алжир подал официальную заявку на вступление в БРИКС. MIR24.TV поговорил с экспертом Института Ближнего Востока Сергеем Балмасовым о том, чем интересно это североафриканское государство и почему это выгодно России.
«Алжир – одна из самых авторитетных стран арабского и африканского мира, которая в значительной степени определяет позицию более мелких стран, – говорит Балмасов. – Само по себе для России это огромное политическое приобретение. Это показывает, что БРИКС – не какая-то эфемерная структура, а центр притяжения. И впоследствии это, возможно, будет иметь экономико-финансовое наполнение. Дело в том, что Алжир – еще и крупнейшая по военным расходам держава африканского континента, с ней считаются во всех отношениях. В момент, когда Запад пытается создать изоляцию России, пророссийский проект довольно успешно себя ощущает и расширяется».
Алжир богат газом, нефтью, рудами черных и цветных металлов, значительную часть своих экспортных доходов Алжир конвертирует в военные расходы. В Алжире проживает около 45 млн человек, уровень образования по стране довольно высокий, отмечает эксперт.
«В последнее время страна не только газово-нефтяная, она активно развивает промышленность, которая выпускает все больше и больше продукции. Те же газ и нефть все больше обрабатывают на территории Алжира и выпускают товары с высокой добавленной стоимостью, – отмечает эксперт. – Помимо БРИКС к Алжиру устремлено очень много взоров. Его потенциал в полной мере не раскрыт, учитывая огромные запасы полезных ископаемых. Если он и дальше сможет избегать внутриполитических потрясений, у страны может быть серьезное будущее, тем более у него очень удачное географическое положение между Африкой и Европой».
При этом Алжир ведет многовекторную политику, активно сотрудничая как с Китаем, так и с Европой. Со времен Советского Союза, который помогал Алжиру бороться за независимость от Франции (Алжирская война – прим. ред.) страна сохраняет хорошие отношения с Россией, объясняет Балмасов.
«Алжирцы готовы сохранять и развивать с нами военно-техническое сотрудничество, но страна постоянно демонстрирует свою независимую политику. Ее привлекает тот факт, что мы не лезем с нравоучениями относительно всяких свобод – религиозных, правовых и т.п. Мы оставляем это на усмотрение алжирского народа. Советское наследие играет нам в плюс, но на наследии тоже долго не выехать, надо активнее взаимодействовать с его властями, тем более там люди, которые нам симпатизируют – и в армии, и в политическом руководстве. Алжирцы давно уже подкидывали нам идею, что «давайте газовую ОПЕК соорудим, будем диктовать цены на газ», а мы осторожничали. Сейчас даже Катар с Алжиром на этой позиции сблизились», – рассказывает Сергей Балмасов.
На нефтегазовом рынке Россия и Алжир не являются конкурентами, так как каждый занимает свою нишу. Большой потенциал Алжира для России кроется в связях на африканском континенте, особенно между Центральной и Северной Африкой, добавляет эксперт.
«Африка – это огромный резервуар, откуда наши противники черпают сырье, и здесь помощь Алжира, его контакты попросту бесценны. Это кладезь, который просто надо активнее использовать. Все не определяется только оружием, нефтью и газом», – резюмирует Балмасов.
Подробнее в сюжете: БРИКС
Читайте также: