10 ноября в России отмечают День сотрудника органов внутренних дел. В честь праздника телеканал «МИР» покажет захватывающий советский детектив «Возвращение «Святого Луки». Действие картины развивается в Москве в конце 60-х. Вор-рецидивист по кличке «Граф» похищает из Пушкинского музея полотно Франса Хальса «Святой Лука» и пытается его продать. Следственной группе, возглавляемой полковником Иваном Зориным, предстоит установить личность вора и перехитрить его. Кто выйдет из этой истории победителем?
Смотрите х/ф «Возвращение «Святого Луки» в пятницу, 11 ноября, в 19:40 и в субботу, 12 ноября в 10:10 на телеканале «МИР».
Интересно, что этот советский фильм основан на реальных событиях. В 1965 году картину действительно похищали. MIR24.TV рассказывает, как развивалась эта захватывающая история в реальности.
«Святой Лука» – это картина кисти фламандского живописца Франса Хальса, написанная около 1625 года. Сейчас она хранится в одесском Музее западного и восточного искусства. На этой небольшой по размеру картине в теплых коричневых тонах художник изобразил евангелиста Луку в преклонных годах за работой. Сидя за столом, он пишет Евангелие. Все внимание зрителя сфокусировано на лице и руках святого. Полотно выполнено в традиционной для нидерландского искусства колористике.
Первая приключенческая история, связанная с этой картиной, произошла еще в XVIII веке. Небольшое полотно было приобретено в Нидерландах эмиссарами императрицы Екатерины II для ее Эрмитажа. Но в 1771 году корабли, транспортировавшие картины и другие сокровища, приобретенные для императрицы, попали в шторм. Один из них – двухмачтовый флейт «Фрау Мария» – затонул. Вместе с ним на дно ушла коллекция саксонского фарфора, золотых и серебряных статуэток, около 300 картин фламандских и голландских художников. В 1999 году судно было обнаружено финскими дайверами на дне моря, оно до сих пор не поднято на поверхность.
«Святого Луку» вез второй корабль. С пробоиной, изрядно потрепанный, он чудом добрался до Петербурга. Но в Эрмитаж картины попали в запасники как не самые выдающиеся. Часть из них позже были отправлена императрицей на юг «для украшения католических храмов Таврической губернии». В результате в XX веке картина оказалась в запасниках Одесского музея. И только в 50-х годах прошлого века «Святой Лука» был обнаружен там советскими искусствоведами, прошел реставрацию, был идентифицирован как произведение Франса Хальса и занял почетное место в коллекции музея.
Весной 1965 года картину, о чудесном обретении которой много писала советская и зарубежная пресса, привезли в московский Пушкинский музей на выставку западноевропейской живописи XV—XVIII веков. 9 марта, в санитарный день, музей был закрыт для публики. Утром следующего дня была обнаружена кража бесценного полотна. «Святого Луку» варварски вырезали из рамы тупым ножом.
Как позже установило следствие, скромно одетый молодой мужчина, практически не таясь, прошел через весь музей, подошел к «Святому Луке», достал из кармана нож, несколькими движениями вырезал полотно из рамы, положил в портфель и спокойно покинул музей. Почему никто его не остановил, следователи узнали только спустя полгода.
Смелое ограбление могло бы вызвать колоссальный резонанс, если бы дело немедленно не засекретили. Еще бы – это была первая за 35 лет кража картин из советского музея! К тому же прошло всего две недели с момента, когда министр культуры СССР Екатерина Фурцева, находясь во Франции, высокомерно заявила: «В Советском Союзе, в отличие от Запада, музеи не грабят!». Так что кража знаменитого полотна была поистине скандалом.
В то время в Уголовном розыске еще не было специального отдела, который занимался бы кражами произведений искусства. Но руководитель оперативно-розыскной группы Сергей Дерковский сразу задался вопросом, кто мог быть заказчиком ограбления. Сотрудники музея вспомнили, что у картины подолгу стоял некий иностранец. Им оказался искусствовед из Бельгии Жак Ванденберг, который нередко бывал в СССР – его знали все антиквары столицы.
В результате вокруг бельгийского искусствоведа была проведена целая спецоперация, занявшая несколько месяцев. Там было все: юная красотка, якобы дочь коллекционера, которую следствие подослало к иностранцу, романтическая история, слежка, и, наконец, задержание искусствоведа, который пытался улететь в Брюссель. Однако досмотр его багажа не дал абсолютно никаких результатов, и сотрудникам КГБ пришлось извиниться перед бельгийцем.
Только спустя полгода, когда следствие практически зашло в тупик, похититель картины сам обнаружил себя. Им оказался вовсе не матерый рецидивист, а молодой реставратор из музея Пушкина. Потому-то ему и удалось беспрепятственно пройти по территории музея и совершить кражу. Отчаявшись найти покупателя для краденого шедевра, он допустил промах.
В августе 1965 года на проспекте Калинина (сейчас – Новый Арбат) к иностранцу в хорошем западном костюме подошел скромный молодой человек и предложил ему купить полотно уровня Рембрандта всего за 100 тысяч рублей. Этим мужчиной, которого преступник принял за иностранца, оказался посол Советского Союза в ФРГ. Он сразу оценил важность предложения и подыграл продавцу, сказав, что у него есть знакомый коллекционер из Германии, который наверняка заинтересуется этой сделкой.
За молодым человеком установили слежку. Тут-то и была установлена его личность. Это был сотрудник ГМИИ им Пушкина, реставратор Валерий Волков. Однако брать его надо было только с поличным. Была спланирована спецоперация. Роль коллекционера из ФРГ сыграл сотрудник внешней разведки, который приехал в Россию в отпуск. На встрече с похитителем он хорошенько поторговался, прежде чем согласился на покупку картины. На решающую встречу он приехал в новеньком автомобиле с номерами ФРГ. Похититель картины, ничего не подозревая, вынес краденый шедевр покупателю. Картина была свернута в трубочку и упакована в газетный лист. Как только «коллекционер» из внешней разведки убедился, что речь идет именно о похищенной картине, похитителя тут же арестовали.
Он был приговорен к десяти годам лишения свободы. А «Святого Луку» реставраторы восстанавливали больше двух лет. Почему похититель, который и сам был сотрудником музея, так варварски обошелся с ней, почему вырезал ее ножом прямо из рамы и хранил так, что она сильно пострадала, осталось загадкой. Говорят, что один из лучших отечественных реставраторов Степан Чураков, увидев, во что превратился шедевр, на нервной почве лишился голоса. Однако картина была восстановлена и заняла свое место в музее.
Кстати, существует легенда, что Франс Хальс, а также все его картины прокляты цыганкой, которой не понравился ее портрет кисти художника. Так ли это, неизвестно, но картины этого художника похищают из музеев мира с удивительной частотой. Например, из музеев в Нидерландах целых три раза похищали картину художника под названием «Двое смеющихся мальчиков». Последний раз – 2020 году.