11:05 17/11/2022

Джентльмен на льду и в жизни: история легендарного фигуриста Александра Горшкова

Сергей Бобылев/ТАСС

Скончался легендарный советский фигурист Александр Горшков, первый в истории олимпийский чемпион в танцах на льду, глава Федерации фигурного катания России. Александру Георгиевичу было 76 лет. Об уникальном спортсмене и функционере – корреспондент «МИР 24» Павел Полищук.

Знаменитая «Кумпарсита» стала эталоном для нескольких поколений фигуристов и визитной карточкой легендарной пары Александр Горшков – Людмила Пахомова.

Когда сложилась их пара, Людмила была уже двукратной чемпионкой Союза, Александр – скромным перворазрядником. Поэтому в их тандем поначалу мало кто верил, в отличие от самой Пахомовой.

«Я нашла себе партнера! Очень красивый мальчик! Ну, такой худенький, с большими глазами. С печальными», – рассказывала Пахомова.

Чтобы встать на один с Пахомовой уровень, Горшков работал, как проклятый. И разница в мастерстве вскоре стерлась. В 1970-м – победа на мировом первенстве в Любляне. А всего их было шесть. За это пару Горшков – Пахомова внесли в Книгу рекордов Гиннесса.

«Фигурное катание – это моя жизнь, моя любовь к фигурному катанию началась с шестилетнего возраста, когда меня мама привела на каток, и продолжается по сей день», – рассказывал Горшков.

В первой половине 1970-х в своем спорте они были законодателями мод. Каждый их новый номер – шаг вперед. Самым ярким эпизодом карьеры стала Олимпиада в Инсбруке. Танцы на льду впервые в программе. Паре Горшков – Пахомова снова нет равных. Им удалось перенести на лед душу фламенко, восхищались критики.

После триумфа в Инсбруке на пике карьеры Горшков и Пахомова решают покинуть лед. Людмила становится тренером, Александр – спортивным функционером. И здесь ему неизменно сопутствует успех. В 2010 году Горшкова выбирают президентом Российской Федерации фигурного катания. Как чиновника его упрекали в чрезмерной мягкости. Но в его понимании руководить – это, прежде всего, помогать.

«Болеешь за каждого своего спортсмена, переживаешь с ними каждый прокат, каждую программу», – говорил Горшков.

Вся жизнь Александра Горшкова была связана со льдом. Он с трудом представлял, кем бы еще мог стать, если не фигуристом. В любом случае – птицей высокого полета.

«Вообще хотел быть летчиком, я очень люблю авиацию», – рассказывал фигурист.

На льду Александр Горшков сумел создать неповторимый образ джентльмена. Танцевал только во фраке. Всегда был джентльменом и в жизни.