Десятки ролей в театре и больше 70 на экране. Блестящие перевоплощения в самых противоречивых героев – от сильных, волевых руководителей до трусливых «стукачей». Звание «главного маршала советского кино» и неизменный образ справедливого «Ворошиловского стрелка». Знаменитому артисту, легенде отечественной сцены и кинематографа Михаилу Ульянову 20 ноября исполнилось бы 95 лет.
Он не стремился стать актером. Родившись в далеком сибирском городке, он даже не знал, что такое театр. Лишь бегал вместе с другими мальчишками в кино и с упоением пересматривал одни и те же картины. Впервые настоящий спектакль Михаил увидел только в пятнадцать лет: в город приехали артисты из областных центров с постановками. Восхищенный юноша сразу записался в школьный драмкружок. Там-то педагоги и обнаружили прирожденный талант начинающего артиста и посоветовали Ульянову после школы попробовать свои силы в Омской театральной студии.
Сегодня в этом городе у Театра драмы установлен памятник выдающемуся земляку, сделавшему на местной сцене свои первые шаги в актерской карьере. Потом был судьбоносный переезд в Москву, учеба в Щукинском училище и 60 лет преданной службы любимому театру им. Вахтангова. На этих подмостках Михаил Ульянов успел создать плеяду незабываемых образов: Сергея Кирова в спектакле «Крепость на Волге», Владимира Ленина в «Брестском мире», Иосифа Сталина в «Уроках мастера», Парфена Рогожина в постановке «Идиот». Драматичные, сложнохарактерные, неравнодушные персонажи – такое амплуа определило путь Ульянова и в кино. В честь 95-летия со дня рождения выдающегося артиста MIR24.TV вспоминает пять самых ярких его ролей на экране.
Драматичная лента о бывшем фронтовике считается «переломной» как в истории отечественного кино, так и в судьбе Михаила Ульянова. В фильме актер органично перевоплощается в Егора Трубникова, который возвращается с войны и всеми силами пытается возродить жизнь в родном колхозе.
«Пробы утвердили, и я получил грандиозную, интереснейшую роль. И счастлив был я и озабочен. Как поднять такую глыбину? Как сыграть этого не укладывающегося ни в какие рамки человека? А Егор Трубников уж никак не укладывался в рамки прописной добродетели», – писал в своем дневнике Михаил Ульянов.
Отличительной особенностью картины стало честное изображение сельской разрухи и бедности. Нетипичный для своего времени проект мог бы надолго угодить на полку, но в итоге был объявлен лучшим фильмом года. А для исполнителя главной роли драма оказалась настоящим трамплином в карьере – работа принесла Ульянову Ленинскую премию и звание «лучшего актера года» по опросу журнала «Советский экран».
Триумф Михаила Ульянова в образе руководителя колхоза привел его к другой серьезной работе в кино. Когда режиссер Юрий Озеров задумал снимать военную картину с участием важной исторической фигуры Георгия Жукова, то лично обратился к маршалу за рекомендацией подходящего актера. Герой Советского Союза рассудил: «Артист, сумевший сыграть председателя, который смог вытащить все сельское хозяйство, сможет осилить и роль Жукова». После этого Ульянов не смог отказаться от участия в съемках, хоть поначалу и испугался возложенной на него ответственности.
Масштабная киноэпопея стала самой значимой картиной в жизни актера и сделала его «главным Жуковым советского кино». Знаменитый маршал в исполнении Ульянова получился настолько правдоподобным, что артист еще долгие годы воссоздавал этот образ на экране. В общей сложности он сыграл Жукова в 17-ти разных фильмах и так сроднился с его образом, что в народе Михаила Ульянова стали путать с живым прототипом.
Как-то в интервью дочь актера Елена рассказала: «Однажды папа ехал на дачу. Надо заметить, что он часто выступал с творческими вечерами перед военными и ему дарили военную форму: камуфляжи, фуражки, гимнастерки – папа все это с удовольствием надевал на дачу <…>. Водил папа плохо, хоть и имел 40-летний водительский стаж. Он развернулся в неположенном месте, а тут – гаишник. Тормозит папу, заглядывает в окошко, видит, лицо вроде знакомое и форма военная. Спрашивает: «Вы что, генерал?» «Я – маршал», – грозно отвечает отец. «Прошу прощения, товарищ маршал. Поезжайте». И «маршал» на «Жигулях» спокойно удаляется».
Пожалуй, одним из самых неожиданных перевоплощений актера стал резко отрицательный персонаж второго плана из фильма Владимира Басова. По сюжету отца главного героя арестовывают по клеветническому доносу, а самого сына «врага народа» исключают из партии и института. Чтобы восстановить справедливость, ему приходится уехать в Казахстан и начать все с нуля.
В отъявленном мерзавце, разрушившем жизни честных, порядочных людей едва можно узнать привычного всем Михаила Ульянова. Он мастерски вживается в роль жестокого, подлого врага, готового в любой момент нанести удар в спину. Говорят, эта работа обрушила на актера гнев министра культуры Екатерины Фурцевой: где это видано, чтобы артист, которому доверяют играть на сцене самого Ленина, вдруг появлялся в образе хитрого стукача.
Тем не менее новое амплуа все же обернулось успехом. Если до этого Ульянова могли упрекать в одноплановости и творческой ограниченности, то теперь все заговорили о нем как об артисте широкого диапазона, страстного темперамента и безграничного таланта.
Как-то Михаилу Ульянову попала в руки повесть Бориса Васильева «Самый последний день». Прочитав произведение, он сразу понял: ее нужно экранизировать! Это история доброго участкового милиционера Семена Митрофановича Ковалева. В день своего ухода на пенсию он замечает в автобусе опасного преступника и решает в одиночку его задержать…
«Мне неудержимо захотелось показать с экрана глаза хорошего и доброго человека. Это стало необходимым потому, что меня не оставляла надежда: глядя в эти глаза, может быть, посветлеют и потемневшие от злобы глаза. Должны, по крайней мере. Мне казалось необходимым сказать многомиллионному зрителю кинотеатров, что добрые и справедливые люди ходят рядом, надо только разглядеть их. Сказать, что доброта и любовь не слабее злобы и несправедливости», – делился позже артист.
Эта картина стала единственным режиссерским проектом Ульянова, который, впрочем, зрители приняли без восторга. Актер посчитал попытку неудачной и решил больше никогда не работать по другую сторону камеры.
В эпоху лихих 90-х на Михаила Ульянова обрушилась новая волна популярности. Благодаря главной роли в драме Станислава Говорухина за актером закрепилась слава «народного мстителя». Будучи очень любящим и заботливым дедушкой в реальной жизни, артист без труда вжился в образ пенсионера Афонина, который взялся за ружье, чтобы безжалостно наказать обидчиков своей единственной внучки.
Сам Ульянов говорил о работе над фильмом: «Надо сказать, что я трудился над ролью с удовольствием. <...> Нравился мне мой герой – обыкновенный старик, за плечами которого немудрящая, но честная жизнь. Только на склоне лет нет ему покоя. Мир перевернулся! Ценное обесценилось, и откуда ни возьмись такое повылазило... И получилось, что на примере этого старика вдруг на экране вскрылись беды нашего болезненного, незащищенного общества».
Критики восприняли картину настороженно: все-таки сложно одобрять романтизацию призывов к суду Линча. А вот широкому зрителю лента пришлась по душе. Неслучайно за роль Афонина актера удостоили премий «Ника» и «Кинотавр», а также главного приза за самый мужественный образ на международном кинофестивале в Баку.
Подробнее в сюжете: Новости кино
Читайте также: