18 ноября 1927 года в Самаре родился Эльдар Рязанов. В детстве его любимой книгой был «Мартин Иден» Джека Лондона, где герой романа – моряк становится писателем – Рязанов мечтал был моряком, а стал режиссером. Во время Великой Отечественной войны Эльдар Александрович закончил школу экстерном и отправил документы в Одесское мореходное училище, но в 1944 году почта работала плохо, ответ не приходил. Выбор вуза определила случайная встреча с одноклассником: Рязанов поступил на режиссерский факультет ВГИКа.
Успех пришел быстро, за 88 лет жизни Эльдар Рязанов снял более 30 картин, треть из них стали классикой отечественного кино и до сих пор популярны у телезрителей. Больше всего Рязанова интересовали морально-этические вопросы, которые он раскрывал, погружая своих героев в курьезные ситуации. Сюжеты режиссер, как правило, разрабатывал вместе со своим другом, сценаристом Эмилем Брагинским, в основу часто ложились реальные истории. Актеров Рязанов любил театральных, глубоких, чей профессиональный диапазон позволял играть как драматические, так и комедийные роли. 18 ноября исполняется 95 лет со дня рождения Эльдара Рязанова, и MIR24.TV рассказывает о 10 его знаменитых фильмах.
«Карнавальная ночь» – первый фильм Эльдара Рязанова, который вышел на большой экран. Дебют оказался невероятно успешным: в 1956 году легкая сатирическая комедия про организацию новогоднего праздника в Доме культуры стала лидером советского проката и прославила молодую Людмилу Гурченко.
Фильм снимали в Центральном театре Советской Армии, а вместо Гурченко худсовет изначально утвердил артистку самодеятельности Людмилу Касьянову. На третий день съемок стало ясно, что девушка для этой роли не подходит. И тут на глаза Ивану Пырьеву на «Мосфильме» попалась Гурченко, которая ранее уже пробовалась на роль Леночки Крыловой, но была «отбракована» худсоветом. На этот раз пробы прошли удачнее – во многом именно энергия, харизма и стиль юной актрисы прославили фильм.
После того как Рязанов отснял первую половину картины, был собран худсовет. Фильм вышел за рамки бюджета, а отснятый материал некоторые члены совета посчитали «чудовищной пошлостью». «Карнавальную ночь» спас авторитет Михаила Ромма, которому комедия очень понравилась.
История девицы-корнета, которая наравне с мужчинами хотела защищать отечество, была описана драматургом Александром Гладковым в пьесе «Давным-давно» и экранизирована Эльдаром Рязановым к 150-летнему юбилею победы над Наполеоном. История Шуры Азаровой напоминает судьбу Надежды Андреевны Дуровой, известной как русская кавалерист-девица, которая действительно принимала участие в Отечественной войне и служила у Кутузова.
Пьеса была написана в 1941 году, затем появились радиоспектакль и театральные постановки, одной из которых, в Театре Красной армии, был впечатлен еще в 1944 году Эльдар Рязанов.
На главную роль в фильме претендовали Людмила Гурченко, которая в день проб была не в форме, и Алиса Фрейндлих, в которой, признавался режиссер, несмотря на яркие пробы, «гусарский костюм и грим, было что-то предательски женское». В итоге на роль Шуры утвердили Ларису Голубкину – для нее это был кинодебют.
Рязанов тщательнейшим образом подходил к подготовке актеров, для «Гусарской баллады» они обучались верховой езде и фехтованию, но навыков для убедительности картины все-равно не хватало. Так, дублером Голубкиной был цирковой наездник Василий Роговой.
Историю о водителе из Куйбышева, который угонял автомобили у жуликов и взяточников, продавал, а вырученные деньги переводил на счета детских домов, рассказал Эльдару Рязанову Юрий Никулин. Режиссер был просто в восторге от этой байки и решил, что снимет кино о советском Робине Гуде, идея понравилась и Эмилю Брагинскому. Они вместе принялись искать человека, который совершал столь удивительные преступления, чтобы узнать о его судьбе. К сожалению, следов истории они не нашли – она оказалась вымышленной.
Любопытно, что в роли Юрия Деточкина Рязанов поначалу видел Юрия Никулина, но оказалось, что актер уехал с цирком на гастроли. Затем режиссер рассматривал на эту роль Олега Ефремова и Леонида Куравлева, но по воле судьбы Деточкина сыграл Иннокентий Смоктуновский. Его возлюбленной стала Ольга Аросева. Актриса потом шутила, что единственное ее законченное образование – это курсы водителей троллейбуса. Она их действительно окончила по настоятельной просьбе Эльдара Александровича, чтобы сыграть эпизод с погоней.
Идею «Стариков-разбойников» режиссер вынес из больницы. Запрет на съемку фильма по пьесе «Сирано де Бержерак», о котором он мечтал, и смерть любимой мамы отразились на здоровье Эльдара Рязанова. В больнице он познакомился с пенсионером – бывшим следователем, который рассказал, как коллеги из прокуратуры постарались поскорее спровадить его на «заслуженный отдых», несмотря на желание работать. Страдающий от творческого простоя и проблем со здоровьем режиссер близко к сердцу принял трагедию человека, который хочет и может быть полезным, но остается не у дел.
В «Стариках-разбойниках» события разворачиваются на фоне небольшого, по-европейски красивого и уютного города – большую часть уличных сцен Рязанов снимал во Львове. Была поздняя осень, шли дожди, а Рязанов хотел, чтобы в кадре был снег. В распоряжении съемочной группы даже была специальная пушка, а снега не было. Тогда начали пробовать разные заменители, даже манку и мелкие макароны, но иллюзии не получалось. В ожидании снега группа улетела в Москву, и именно в этот момент во Львове начались снегопады. Актеры были возвращены, сцены сняты, и уже в Москве под Новый год Аросева рассказала журналистам газеты «Правда» о летающих макаронах.
В итоге Рязанова вызвали на ковер к секретарю ЦК КПСС Михаилу Суслову. От актрисы потребовали объяснительную записку о том, что все это ей привиделось. Фильм не сняли с проката, Рязанова не уволили, несмотря на нервотрепку, он снял Аросеву в следующем фильме – «Невероятные приключения итальянцев в России».
В 1969 году Рязанов и Брагинский написали пьесу «С легким паром! Или Однажды в новогоднюю ночь…» В ней они высмеяли типовое строительство, лишавшее города индивидуальности. Завязка сюжета была взята из реальной жизни: один их общий знакомый 31 декабря сходил в баню, а затем поехал к друзьям, отмечавшим годовщину свадьбы. Там он напился, и один из друзей решил «подшутить» – отвез невменяемого товарища на Киевский вокзал, дал денег проводнице, поместил тело в купе и отправил в Киев с банным веником в портфеле и 15 копейками в кармане.
Самой серьезной загвоздкой этой картины стала роль Нади Шевелевой. На нее пробовались Людмила Гурченко, Светлана Немоляева, Валентина Талызины и другие актрисы, но режиссера не устраивал результат. Вдруг он вспомнил польскую актрису Барбару Брыльску, снявшуюся в мелодраме «Анатомия любви», и пригласил ее на съемки. Барбара согласилась, но по-русски она говорила с сильным акцентом. Рязанова это не смутило – в культовой новогодней комедии Барбара Брыльска говорит голосом Валентины Талызиной и поет голосом Аллы Пугачевой. А Талызиной досталась роль подруги главной героини.
Пьесу «Сослуживцы», по которой был снят фильм «Служебный роман», Рязанов с Брагинским написали всего за месяц. Пьеса имела огромный успех, она шла в 134 театрах СССР. Андрей Мягков снова появился в фильме Эльдара Рязанова, только уже в совершенно другом амплуа. Роль главной героини досталась женственной Алисе Фрейндлих, которую необходимо было превратить в Мымру – а это не такая уж простая задача.
В отдаленных уголках «Мосфильма» искали самые страшные, бесформенные жакеты и юбки, пока не нашли знаменитый костюм Людмилы Прокофьевны. Но все-таки чего-то не хватало… Образ, состоящий из зализанных волос и коричневого наряда, идеально дополнили очки в роговой оправе, которые принес оператор картины Владимир Нахабцев.
Еще одной «изюминкой» фильма стали стихи и песни, которым Эльдар Рязанов всегда уделял огромное внимание. Так, стихи «У природы нет плохой погоды» написал сам режиссер. Картина прославила и стихотворение Беллы Ахмадулиной «О мой застенчивый герой, ты ловко избежал позора». Оно не издавалось, поэтому Немоляева по просьбе поклонников переписывала его от руки и отправляла в письмах.
Эльдар Рязанов много лет был пайщиком гаражно-строительного кооператива, который организовался в 1969 году, но к 1979-му гаражи все еще не были достроены. Однажды в жизни кооператива произошла очень неприятная история. Рязанов заскочил на очередное собрание, предполагая, что оно продлится 20-30 минут, но затянулось оно на много часов и скатилось во всеобщую склоку. Режиссер ушел потрясенным.
На том собрании пайщикам сообщили, что земельный участок, выделенный под гаражи, сокращен, поэтому несколько автовладельцев придется исключить. Вопрос можно было решить путем голосования, но правление побоялось, что гаражных боксов лишат привилегированных членов, оказавшихся в кооперативе путем махинаций. Поэтому в качестве жертв выбрали самых беззащитных, не занимающих высокого положения и не имеющих влиятельных покровителей людей. Когда фамилии исключенных огласили, остальные облегченно выдохнули, закрыв глаза на то, что произошло нечто очень несправедливое… Рязанов признавался, что и сам тогда повел себя как «трусливое большинство».
«Гараж» стал третьей совместной работой Рязанова и Андрея Мягкова. На этот раз всесоюзного любимца решили не приукрашивать. Мало того что поклонницам продемонстрировали раннюю лысину их кумира, так его еще и лишили голоса – по мнению режиссера, главного средства выразительности Мягкова.
Съемки мелодрамы, в основу которой Рязанов с Брагинским снова взяли реальные истории, проходили не в павильонах, а в настоящих, живых локациях: на Витебском вокзале в Ленинграде, на Рижском вокзале и станции Лосиноостровская в Москве, на улицах обоих городов, а сцены жизни в неволе снимали в действующей исправительно-трудовой колонии для несовершеннолетних в Икше. Басилашвили пришлось прожить среди арестантов месяц, причем заключенные были от этого соседства не в восторге, пытались задеть или ударить. Чтобы наладить отношения с массовкой, актер делился с арестантами «пайкой».
Для Басилашвили это стало настоящим испытанием. «Что-то изображать рядом с теми, кто подлинно несчастен, кто отбывает наказание, – святотатство!» – говорил он и всеми силами старался не раздражать окружающих своим сытым благополучным видом. Первыми зрителями фильма «Вокзал для двоих» после окончательного монтажа стали заключенные той самой колонии.
Еще одним серьезным испытанием как для Басилашвили, так и для Людмилы Гурченко, стало преодоление взаимной неприязни. Съемки начались с конца: актеры познакомились за несколько часов до того, как им надо было играть финальную сцену в колонии. Вера и Платон должны были целоваться, но Басилашвили наотрез отказался. Ситуацию спасла Гурченко, которая предложила другой вариант сцены, уже без поцелуя. К концу съемок отношения между актерами были теплыми и сердечными.
Чем старше становился режиссер, тем мрачнее становились его фильмы. В начале 1980-х Рязанов решил экранизировать «Бесприданницу» Островского – беспросветное произведение. Как всегда, Эльдар Рязанов пригласил в новую картину блестящих актеров: Никиту Михалкова, Виктора Проскурина, Алексея Петренко, Алису Фрейндлих и других. На роль Ларисы пробовалось около 500 девушек, а счастливый билет вытянула Лариса Гузеева – нервная, курящая «Беломор» студентка последнего курса Ленинградского института театра, музыки и кинематографии. Это была ее первая роль в кино.
«Ей присущи многие качества, необходимые для лицедейства, но, честно говоря, намучились мы с ней немало, – писал Рязанов. – Все актеры – партнеры героини – проявили великолепную солидарность, доброе отношение к молодой артистке, поддерживали ее, ободряли, делились своим опытом и как бы всегда пропускали ее вперед. Поначалу ее профессиональное невежество было поистине безгранично, но, когда снимались последние эпизоды, работать с ней стало значительно легче; Лариса оказалась девушкой восприимчивой и трудолюбивой».
В финальной же части картины Андрей Мягков, без всяких преувеличений, чуть не расстался с жизнью. Карандышев, осознав, что у него из под носа с его же помолвки увели невесту, рано утром садится в лодку и догоняет «Ласточку». В момент, когда герой подплывает к пароходу, огромные 350-килограммовые лопасти судна образовали на воде воронку, в которую затянуло лодку. Каким-то чудом актер сумел выплыть и остаться невредимым.
Пожалуй, самая жесткая картина в фильмографии Эльдара Рязанова – это «Дорогая Елена Сергеевна». Шла осень 1982 года, когда в его руки попала пьеса Людмилы Разумовской. Было принято решение – снимать. Однако вскоре случилось событие, смешавшее многие планы в стране, а именно смерть Леонида Ильича Брежнева. Что будет при Андропове, разрешат ли снимать такое жесткое, бичующее современную действительность кино? «Елену Сергеевну» убрали в долгий ящик, чтобы вернуться к ней в конце 1980-х.
На главную роль сразу была утверждена Марина Неелова, исполнителей ролей четырех школьников искали среди настоящих учеников, но по возрасту своей героине соответствует только Наталья Щукина. Обстановка на съемках царила нервная, молодежь относилась к съемкам недостаточно серьезно, вызывая раздражения Эльдара Рязанова. Щукина рассказывала, что иногда в юных актеров летели стулья. Фильм был снят всего за рекордные 22 дня.
Подробнее в сюжете: Новости кино