Мы помним его фильмы наизусть, но не знаем, что многие из его работ спасал лично Брежнев. Он снимался почти в каждом своем фильме, потому что сценарии писал о самом себе. На этой неделе исполнилось бы 95 лет Эльдару Рязанову, передает корреспондент «МИР 24» Глеб Стерхов.
«Товарищи, есть установка весело встретить Новый год. Мы должны провести мероприятие так, чтобы никто бы ничего бы не мог сказать»
Эта фраза и есть начало карьеры Эльдара Рязанова. Его знаменитый новогодний мюзикл 1956-го. Позже режиссер признался: и сценарий ему не нравился, и формат музыкальный не его. Он пока никому неизвестный выпускник ВГИКа, документалист с пятилетним стажем, хотел снимать серьезное кино, а не это вот «комедийное все», в голливудском стиле. Но начальник заставил.
«Он очень любил комедии. Каждого приходящего заставлял буквально делать комедию. Про него были легенды, что он с палкой ходил. Кстати, я его действительно очень боялся. И он буквально заставил меня сделать «Карнавальную ночь», – рассказывал Эльдар Рязанов.
Задание Ивана Пырьева, директора «Мосфильма», Рязанов выполнил. Народу мюзикл понравился: и атмосфера праздника, и хэппи-энд драмы о том, как он безответно любит ее, и она под конец растаяла и ответила взаимностью.
Картину только в день премьеры посмотрели 50 миллионов человек. Людмила Гурченко проснулась звездой, а Эльдару Рязанову была уготована «ирония судьбы» – бесповоротно застрять в комедийном жанре. Чтобы лучше чувствовать своих актеров, он и сам в своих фильмах будет примерять на себя маленькие роли.
Да и сами сценарии – это либо о нем самом, либо им же подслушанные истории из жизни, как было со «Стариками-разбойниками», идея которых родилась в больничной палате.
«Рязанов писал сам, что него во всех фильмах есть один и тот же герой. Это умный человек, который попал в дурацкие обстоятельства», – рассказал кинорежиссер, ученик Эльдара Рязанова Исаак Фридберг.
Но это все потом. После громкого дебюта в «Карнавальной ночи» Рязанов одну за другой выпускает шесть ярких картин, среди которых «Дайте жалобную книгу», «Девушка без адреса», «Человек ниоткуда» и «Гусарская баллада». В 66-м – особенный шедевр: комедия с трагическим актером в главной роли. И опять драма чистой воды – о маленьком, странном человеке, советском Робин Гуде, который грабил жуликов и казнокрадов в пользу сирот. Страдал, мучился, нарушал закон.
Это был их первый сценарий с писателем Эмилем Брагинским. Случайно встретились на «Мосфильме». Да так, что на долгие года. Коллеги творческий тандем Эмиля и Эльдара называли «Эмик и Элик».
В 75-м «Ирония судьбы или с легким паром» выходит на экраны. Все тот же ход. Драма, превращенная в комедию.
«Сценарий не понравился. Смотреть про выпившего доктора две серии – это, во-первых, аморально, во-вторых, это пьянство пропагандирует», – поделилась заслуженная артистка России Наталья Дрожжина.
Набор образов тот еще. Инфантильный жених среднего возраста, живущий с мамой, который забудет невесту, едва напьется, и встретит другую. А героиня Барбары Брыльски тоже хороша, сама не знает, чего или кого хочет. И Ипполита, надежного и солидного, она бросает. Правда, тот тоже хорош – недалекий карьерист, да и вообще, тип неприятный. В итоге и бывшая невеста Жени Лукашина, и бывший жених Нади Ипполит оказываются третьими лишними. Но зритель в этом трагедии не видит.
«Главное все-таки было в том, что эти люди имели свое право на счастье. И Рязанов это право давал. Более того, он это счастье где-то создавал», – рассказал киновед Вячеслав Шмыров.
За «Иронию судьбы» творческий коллектив наградили Государственной премией СССР. Вторая по значимости после Ленинской. Каждому – по пять тысяч рублей. Это 30 средних зарплат по тем временам.
Госпремию Рязанов и группа получит еще раз, за «Служебный роман». История любви начальницы по кличке Мымра и подчиненного, одинокого отца двоих детей, на типично советском предприятии. Только у Рязанова такая драма могла получиться и смешной, и трогательной одновременно.
«Гараж» – история из его собственной жизни. Состоял когда-то в гаражном кооперативе. Попал на собрание, где бросали жребий, кого из пайщиков лишить права на мечту советского человека.
«Я за этот гараж родину продал» – уже одна эта фраза в советские времена немыслима. Шансов пройти комиссию Госкино практически не было, если бы не счастливый случай. Накануне сдачи картины прошел Пленум ЦК КПСС, на котором Брежнев потребовал беспощадно критиковать общественные недостатки. «Гараж» как нельзя кстати подходил. В итоге фильм приняли без правок. Таким же образом Леонид Ильич спас не один фильм Рязанова.
В финале – зрителю подарок. Несчастливый билет получает тот, кого меньше всего жалко -
персонаж Рязанова. Про крохотные роли в кино он даже стихотворение написал от имени актера массовки.
Продолжал мелькать я на экране,
и потел, и мерз, и хлопотал,
но всегда я был на заднем плане,
на передовую не попал.
Оптимизм растаял, словно свечка.
Безнадега. Нищета. И злость.
Не сказал я в кадре ни словечка.
И за кадром тоже не пришлось.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе