«Наш спаситель» – так в Таджикистане называют президента Республики Эмомали Рахмона. Человека, который смог остановить гражданскую войну. 30 лет назад на сессии Верховного совета республики малоизвестному тогда руководителю Кулябской области доверили спасение страны. Подробнее – корреспондент телеканала «МИР 24» Вера Исмаилова.
Дворец «Арбоб» в самом центре Худжанда. Именно здесь 16 ноября 1992 года начала работу историческая «примирительная» сессия Верховного совета Таджикистана, когда главой республики выбрали Эмомали Рахмона. К тому моменту в Таджикистане во всю полыхает гражданская война.
«Все страдали. У каждого был свой ущерб, своя боль. Кто-то потерял отца, кто-то сына, кто-то родителей. Война разделила всех. Было большое горе», – рассказал местный житель Суфи Гозиев.
В стране хаос и голод. На полях погибает урожай, заводы и фабрики не работают. Убежище многие ищут в соседнем Афганистане.
«Были вынуждены взять колеса у тракторов, снять камеры, надуть, положить бревна, сделать своеобразный плот и переплыть реку», – вспоминает местный житель Музаффар Хайруллоев.
Все это результат противостояния бывшей коммунистической элиты, национал-демократов и религиозных экстремистов, которые добивались создания исламского государства.
«Все парализовано было. Вооруженных сил не было, одни бандформирования были», – сказал государственный деятель Кароматулло Олимов.
Единственным легитимным органом в то время был Верховный совет республики. Очередную сессию решили провести не в столице, а на севере страны, в Худжанде. Там, где было относительно спокойно.
«При подсчете результатов голосования оказалось: Рахмонов Эмомали: «за» – 186, «против» – 11».
«Мы должны предотвратить разрушение нации. У меня других целей нет. Я должен оправдать доверие людей», – сказал тогда новый таджикский лидер.
В апреле 1997-го на Эмомали Рахмона совершено покушение. Президент был с рабочей поездкой в Худжанде, и в момент, когда он общался на площади с горожанами, взорвалась граната, ранения получили 75 человек.
Несмотря на ранение, Эмомали Рахмон летит за долгожданным миром в Москву. Братоубийственная война заканчивается 27 июня 1997 года. В Георгиевском зале Кремля правительство Таджикистана и объединенная таджикская оппозиция подписывают Соглашение об установлении мира и национального согласия в стране. Президента с вестью о мире на родине встречают со всеми почестями.
Всего за три года ВВП республики вырос в пять раз. Удалось запустить промышленные предприятия. Свои проходные открыли Таджикский алюминиевый и завод «Гидроагрегат». Заработали ткацкие фабрики. Люди получили землю.
«Люди погибали от голода. Я принял исторический указ о раздаче 50 тысяч гектаров земли, чтобы люди сеяли, кормили себя. Иначе была бы трагедия», – отметил Эмомали Рахмон.
И хотя рельеф для земледелия не самый удобный – 94% площади Таджикистана занимают горы, – аграрии год из года повышают показатели.
«Очень урожайный сорт, выдерживает мороз, раннеспелый», – рассказал дехканин Собурджон Зайлонов.
Таких, как Эмомали Рахмон, называют человеком с правильной биографией. Родился в глубинке, в поселке Дангара, что в 100 километрах от столицы. Младший сын в семье.
«Наш уважаемый президент вот здесь сидел, на третьей парте, а я вот здесь», – вспоминает одноклассник Эмомали Рахмона Холназар Хукуматов.
Он единственный из лидеров СНГ, кто служил на флоте – Тихоокеанском.
«Это та форма, которую носил наш лидер во время службы на Тихоокеанском флоте».
После службы он работает секретарем в правлении колхоза. Заканчивает экономический факультет Таджикского государственного университета имени Ленина в Душанбе. Затем возглавляет образцовый совхоз. Сейчас он – «основатель мира и национального единства, лидер нации». Это его официальный титул.
Что ни день, то рабочая поездка по стране.
«Здесь он сидел, из этого чайника чай пил. В эту пиалу налили и президенту дали. До сих пор этот чайник и пиалу храним. Здесь колыбель была, ребенок плакал. Президент начал качать колыбель. Он перестал плакать», – рассказал местный житель Тойгунбай Джолукеев.
Таких историй по всей стране несчетное количество. И тогда, и сейчас, спустя 30 лет, Эмомали Рахмон всегда находит время для общения.
Он посещает фермерские хозяйства, лично дает старт посевной, первым срывает созревшие плоды, высаживает деревья.
А еще уважает спорт. Лично открывает спортплощадки, стадионы и манежи даже в самых отдаленных районах республики.
Это Рогунская ГЭС. Долгие годы она считалась долгостроем. В то, что гидроэлектростанция заработает на полную мощность, мало кто верил. После распада и начала гражданского противостояния стройку остановили. Но президент объединил народ, и стройка закипела.
2016 год. Эмомали Рахмон за рулем бульдозера лично перекрыл русло реки Вахш и дал старт возведению самой высокой в мире плотины. Спустя два года он нажал символическую кнопку. С этого момента ГЭС соединена с единой энергосистемой страны. Уже запущены два агрегата. Теперь Таджикистан входит в десятку самых обеспеченных гидроресурсами стран. А стройка не останавливается ни на минуту.
«Я не раз подчеркивал, что Рогунская ГЭС строится на столетия», – отметил президент.
За годы независимости в республике проложили 2200 километров автомобильных трасс, имеющих международное значение, строят и железнодорожные магистрали. Президент лично открывает стадионы, школы, детские сады и предприятия.
И с удовольствием сам принимает гостей – по всем законам восточного гостеприимства. Пирамиды и целые ковры из ароматных фруктов, цитрусовых и бахчевых. И национальные блюда, которые готовят на глазах гостей.
Несмотря на тяжелый график, Эмомали Рахмон находит время для семьи. Молитва матери, что она обычно читала ему, давала силы. Разговоры с братом всегда были отдушиной. Он уделяет время всем детям, их у него девять – семь дочерей и двое сыновей. Он самый многодетный отец среди лидеров СНГ.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе