В возрасте 85 лет ушел из жизни советский и российский композитор Эдуард Артемьев. Он мог написать одну мелодию к фильму «Свой среди чужих, чужой среди своих» и остаться в истории навсегда. Но он сделал куда больше. Его музыка в кино – словно воздух. Убери – и нет атмосферы.
«Энергия проявляется через интонацию, через ритм, настроение. Он очень настроенческий», – говорит народный артист России Евгений Стеблов.
«Песня о корабле» из фильма «Свой среди чужих» изначально не понравилась Михалкову. Артемьева спас Градский. Тот спел так, что у режиссера вопросов не осталось. «Свой среди чужих» – первая полноценная работа с Никитой Михалковым. Их дружба началась в конце 1970-го. Тогда юный режиссер попросил молодого композитора написать музыку к своей дипломной короткометражке.
«Мы были очень молоды, агрессивны и загульны. Наша компания – Леша Артемьев, он же Эдуард, Саша Адабашьян, Паша Лебешев и я – мы в общем куролесили знатно. Но это не мешало работать», – отмечает председатель Союза кинематографистов России, режиссер Никита Михалков.
«Неоконченная пьеса для механического пианино», «Утомленные солнцем», «Сибирский цирюльник», «Урга – территория любви», «12». Работать с требовательным Михалковым композитору было непросто. Артемьев написал музыку почти ко всем его фильмам.
«Один только не делал. Это «Очи чёрные». Там были другие обстоятельства. В итальянский Союз композиторов надо было вступать. Замечательный был композитор Фрэнсис Лэй. Так что и там у Никиты все хорошо было», – говорит народный артист России Эдуард Артемьев.
Четырежды лауреат Государственных премий России, Герой Труда, обладатель с десятка кинонаград и «Золотой маски» – Эдуард по паспорту, для друзей просто Лёша.
«Когда ему дали имя Эдуард, то бабушка его, существо глубоко православное и воспитанное на старых традициях, сказала: что это за имя такое! Только собаку можно звать Эдька. Нет, ты будешь Алексей Божий человек. Вот он и стал Алексей Божий человек», – рассказал поэт Юрий Ряшенцев.
Для своей «Родни» и эпизода в парке Никита Михалков попросил написать мелодию попроще, а получился хит.
«Для Артемьева, для великого музыканта, музыка – это всё. Всё, что звучит – это музыка», – говорит режиссер Никита Михалков.
Артемьев работал и с братом Михалкова Андреем Кончаловским. Бывший сокурсник по консерватории сам глубо разбирается в музыке. Режиссер утверждал каждую партитуру. Не тот инструмент, не та гармония. Артемьев терпел. Ради дела. Космическая мелодия из «Сибириады» была на слуху в 1979-м. Реинкарнация – в начале 2000-х.
«Простые ростовские ребята из группы ППК сделали ремикс, взяв семплом, узнаваемый кусочек из «Сибириады» и сделали из него шикарный, бомбический трансовый трек, который прогремел на всю Европу», – отмечает диджей, ведущий на радио Павел Кириллов.
Пионер электронной музыки Артемьев увлекся семплами в 1960-х, сразу после окончания консерватории. Тогда этот жанр в Союзе считался маргинальным. Электрогитара в симфоническом оркестре на первом концерте в Доме композиторов вызвала культурный шок.
«Там не было людей во фраках или в черных пиджаках с бабочками. Там были музыканты в майках с электрогитарами и синтезаторами. Все это в проводах. Совершенно другой мир. И Лёша себя там прекрасно чувствовал», – вспоминает художник-постановщик, режиссер, актер, сценарист Александр Адабашьян.
«Оркестровая игра предполагает работу по нотам, но в нотах не все выписывается. Здесь настолько потрясающая музыка. Я попытался что-то добавить от себя. Получилось – как получилось», – говорит бас-гитарист Президентского оркестра Беларуси Сергей Кунцевич.
В мультфильме «Девочка и дельфин» нет диалогов. Вместо них – музыка. Не хуже, чем хиты культовых рок-групп 20 века.
Он никогда не хотел ограничивать себя музыкой для кино. Поэтому брался за симфонии, сюиты, концерты для фортепиано и скрипки. 30 лет набрасывал эскизы на стихи Юрия Ряшенцева для рок-оперы «Преступление и наказание».
«Когда мы делали с ним Достоевского, он писал эту музыку очень долго. Отчасти из пиетета перед творчеством Достоевского. Ему казалось, что Достоевский – такая величина, которую он якобы может скомпрометировать своими сочинениями», – говорит поэт Юрий Ряшенцев.
Его рок-оперу исполняют на сцене 300 музыкантов и вокалистов. Автор самостоятельно сочинил партитуру к каждому инструменту – всего 900 страниц.
«Два года этих были самыми счастливыми моими часами и днями жизни. Потому что я ушел, как говорится, в затвор в этом кабинете, всякие связи прекратил и общение. Я жил совершенно другой жизнью», – поделился народный артист России Адуард Артемьев.
Без его мелодий невозможно представить шедевры Тарковского «Зеркало», «Сталкер», «Солярис».
«Тарковский о музыке не говорил ничего. Он говорил о философии, о ситуации, вокруг которой находится картина. Дальше начинала фантазия работать. На записи он не приходил», – рассказывает Эдуард Артемьев.
Артемьеву доверили написать музыку к Олимпиаде-80. Он и здесь прочувствовал эмоцию. Миллионы людей затаив дыхание слушали его «Оду доброму вестнику». Одну из самых популярных инструментальных мелодий Артемьев сочинил во время бурного застолья.
«Михалкова забирали в армию. Уже всё. Он должен был на следующий день на сборы уезжать. Мы сидели в ресторане Дома кино, он все время мне рассказывал, какая музыка нужна, это его очень беспокоило. Мы не сильно там выпивали, чуть-чуть. Я пришел домой, сел, удар, начал наигрывать и остановился. Что я играл? Не помню. И понял, что я очень нужное играл», – рассказывает Эдуард Артемьев.
Наутро мотив вылетел из головы, но руки вспомнили.
«Я так постепенно нащупал. Я не уверен, что это точно было то, что я играл, но все основное я воссоздал заново», – говорит композитор.
Так и родилась главная тема из «Свой среди чужих, чужой среди своих». Михалков ушел служить. За три года на Тихоокеанском флоте продумал чуть ли не каждый кадр. Но вряд ли картина сложилась бы без мелодии Эдуарда Артемьева.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе