«Что может быть хуже старости?»
В Театре на Таганке Георгий Сурков поставил спектакль «Земляничная поляна» – размышление о преемственности поколения, как описывают сами создатели эту постановку. И здесь действительно тесно переплетаются старость и молодость, но эти дуэты невольно влекут за собой и надежду, и одиночество. Надо сказать, получилось очень философское размышление на тему. Разгадать все смыслы, может быть, сразу и не получится, а возможно, и вообще не удастся. Но определенное настроение точно почувствует каждый зритель, независимо от того, в какой компании и с чем пришел вечером в театр.
«В нашей игре на быструю партию не рассчитывай…»
«Земляничная поляна» – это огромное поле для размышлений. Все, что происходит на сцене рождает бесконечное количество вопросов, но ответы найти тут не удастся. Что такое любовь? Нужно ли любить кого-то больше, чем себя? Что значит быть эгоистом и действительно ли это так плохо? Можно ли, имея семью, оказаться одиноким? Ради чего мы живем? Или ради кого? Чему посвятить свое время, чтобы потом ни о чем не жалеть в старости? Работе? Семье? Самому себе?
Особенность этой постановки в том, что здесь заняты артисты разных поколений и двух театров – актеры старого и нового поколения Таганки и Содружества актеров. Некогда это была единая труппа, потом произошел раскол. Теперь зритель может вновь видеть результат воссоединения труппы.
«Кому, как ни тебе (медику), знать, как победить боль? Но ты не знаешь, всю жизнь учился, а грош цена твоим знаниям…»
Исак Борк (Юрий Смирнов) добился в своей жизни профессионального успеха и создал семью, но вот построить теплых и доверительных отношений с близкими у него так и не получилось. Почему же он не осознал этого раньше? А только, когда на пороге появилась Смерть (Дарья Авратинская, Александра Хованская) в красном платье? В итоге он заключает с ней договор: пока они играют в шахматы, она его не трогает. Он едет на вручение премии за успехи в медицине, а по пути вспоминает свое детство, молодость, юность…
Как много всего переплетается. Интересно, что у Сары – кузины, Сары – новой знакомой и Смерти – одно лицо. Играет эти три роли одна актриса. Образы разные, но, получается, что все три – очень значимы в жизни главного героя.
- И каково же будет мое наказание?
- Наверное, как у всех – одиночество.
- И нет никакого снисхождения?
- Не спрашивайте…
В этом спектакле, кроме ярко красного платья Смерти, нет особо ярких цветов. В итоге получается очень спокойная тональность, которая воспринимается как черно-белое кино, будто пленка, хранящая воспоминания и серые будни главного действующего лица. Получается, что эта Смерть становится самым ярким пятном и событием в жизни Исака Борка.
Отдельно хотелось бы отметить и сценографию Надежды Скомороховой. Здесь все очень лаконично и много условностей. Если герои едут в машине – то за спиной лишь меняющиеся видеокадры, если это дом матери – то в центре внимания огромное кресло, если это сцены из детства – то большой подиум выполняет роль огромного стола, за которым собирается вся семья… Достаточно всего лишь одной детали и сцена меняется до неузнаваемости, а вместе с тем и события, которые так переплетаются, что зрителю все время приходится составлять эти фрагменты как паззл, чтобы получить в итоге общую картинку и понять, в чем же заключается главная идея этой постановки. Но именно это и интересно, особенно зрителю искушенному и любящему подобные ребусы.
«А нет ни правых, ни виноватых – каждый исполняет свою роль…»
И что сегодня важнее всего? Понять, в каком направлении двигаться и чему посвятить большую часть своего времени, чтобы ни о чем не жалеть, когда шахматная партия с девушкой в красном закончится…
Фото предоставлены пресс-службой Театра на Таганке
Подробнее в сюжете: Театр
Читайте также: