В Российском академическом молодежном театре премьера – «Зверский детектив». Выпускница мастерской Сергея Женовача Ирина Васильева поставила этот спектакль в рамках лаборатории «Молодые режиссеры – детям: 2021». В основе – одна из историй серии книг писательницы и журналистки Анны Старобинец, хорошо знакомой многим детям и подросткам с 2018 года. Первые читатели с нетерпением ждали продолжения, а почитатели теперь бесконечно радуются, что могут видеть полюбившихся персонажей на сцене. Впрочем, тем, кто не знаком с этой книгой, история тоже будет понятна. А удивительный метафорический язык не только сохранен, но и блестяще обыгран. Кстати, для этой постановки пьесу писала сама автор книги, так что тут, как говорится, все от первого лица.
Лучше, чем сами постановщики, охарактеризовать сюжет вряд ли удастся: «Комфортной жизни в Дальнем лесу можно только позавидовать: потягивай себе мухито в баре «Сучок», смотри хвостбол по корневизору, выкладывай модные селфи в квакаунт. Почуял депрессию – всегда рядом Мышь-психолог, та еще нежная штучка. Но однажды... кто-то... нарушил непреложный закон Дальнего леса о вегетарианстве! О, бедный Заяц! Невинная пушистая жертва! И что же теперь будет с Зайчихой и ее крохотными зайчатами? За все ответит, и Ежу понятно, Волк? Или все не то, чем кажется? Следствие ведут Барсук и БарсуКот. Посмотрим, куда – минуя погони и западни, интриги и подставы – выведут тропинки встревоженного леса...»
Но вместе с тем это не просто детективная история. Это хорошая почва для рассуждений о семейных ценностях: можно ли осуждать Зайчика, который подставил Волка ради того, чтобы украсть морковки для своей семьи? Как относиться к Зайчихе, которая его покрывала и хотела завладеть логовом хищника, которого сама же и оклеветала? Границы добра и зла здесь постепенно размываются, напоминая нам, что и мы сами состоим на 50% из плюса, а на 50 – из минуса. И если юные зрители и не задумаются так глубоко (Хотя почему бы и нет?), то взрослые уж наверняка увидят философскую составляющую этой постановки.
Возрастной ценз определить нелегко: то ли 6+, то ли все-таки лучше 8+. Впрочем, даже если малышам будет страшновато, то совсем недолго. Зато невероятно красивый свет огней и смешные персонажи заставят кого угодно улыбаться. Тем же, кто постарше, предстоит увлекательное наблюдение за образами зверей-людей, особенно они интересны с психологической точки зрения. Каждый создан с сатирой, юмором и, как ни странно, с любовью.
Авторы спектакля утверждают, что главная тема тут – дела семейные. Но с этим можно и поспорить. Хотя, конечно, речь идет не о преступлении как о таковом, а скорее – о том, достоин ли преступник оправдания. А вот проблема одиночества тут звучит очень ярко в лице Волка, да и, знаете ли, и сам Барсук как-то почему-то все время один. А БарсуКот и вовсе никак не может понять, барсук он или кот в итоге? Койот Йот тоже оказывается совсем один после предательства лучшего друга. Так что тут есть над чем задуматься и о чем поразмышлять.
Интрига держится до самого финала. Мотив, алиби… Каждый раз улики заставляют усомниться и ждать развязки. И знаете что? Все здесь на самом деле очень хорошо заканчивается, так что детская психика точно не пострадает. Но поволноваться, скорее всего, придется, особенно если вы особа впечатлительная.
А самое интересное здесь – образы животных: Волк (Бобров Алексей) – настоящий мафиози, Барсук (Мишаков Алексей) – воплощение мужества, спокойствия, рассудительности и здравого смысла, Барсукот (Зомерфельд Владимир) – как метающийся подросток, никак не может определиться, кто он такой на самом деле (кем быть – вот в чем его главный вопрос, точнее – кто я), Койот Йот (Забелин Иван) – буквально сходит с ума из-за предательства лучшего друга. Сычи-адвокаты (Волынская Анастасия и Палецкая Яна) будто только что «прилетели» с Рублевки, они похожи на адвокатов, но умеют ли решать дела? Зайчиха (Ильина Марианна) – воплощение кротости (вот уж на кого точно никак не подумаешь, что она соучастник преступления). Мышь-психолог (Турова Мария) – потрясающая пародия на представителей этой популярной профессии. А Дмитрий Бурукин, исполняющий сразу несколько ролей, вообще в них абсолютно не узнаваем – вот этот высокий профессионализм трудно не отметить.
Декорации Нины Юнгвальд-Хилькевич очень лаконичны и вместе с тем насыщенны с точки зрения смысла и образности. Небольшое пространство маленькой сцены используется очень грамотно. Нет лишних нагромождений, а каждая деталь – далеко не случайна. И хорошо, что зритель уходит после спектакля через сцену, получая возможность заметить, что светильники в баре, например, сделаны из ложек-поварежек. И еще множество интересных деталей, которые, увлекшись сюжетом, во время действия можно и не заметить. Да и вообще удивительно, как в таком маленьком пространстве можно уместить такое огромное количество мест, где предстоит побывать персонажам: это и бар, и лес, и логово волка, и болото, и много-много чего еще. Но одно можно сказать наверняка: получилось довольно оригинально. И даже самые юные зрители все полтора часа спокойно сидят на своих местах, что, как известно, совсем им не свойственно.
Подробнее в сюжете: Театр