Телеканал «МИР» продолжает рубрику «Сделано в СССР», посвященную 100-летнему юбилею Советского Союза. Это цикл сюжетов о главных символах того времени, один из которых – бардовская песня. Булат Окуджава, Юрий Визбор, Александр Галич и многие другие. Миллионы пели их песни на кухнях, в походах и во дворах. История бардовской песни продолжается и сегодня, сообщает корреспондент Роман Паршинцев.
Это сейчас бард Олег Митяев народный артист России, худрук московского киноклуба «Эльдар». А тогда, в 70-х – студент Челябинского института физкультуры. Где-то на одной из скучных лекций по плаванию и написал свою первую песню – «Как здорово», которая становится неформальным гимном походников всех времен и народов.
С ней Олег Митяев в 80-м и хотел поехать на Грушинский фестиваль, где собирались по 100 тысяч человек. Песня года для неформалов с гитарами и палатками. Кто их знает, что там они поют. Вот «Грушу» и закрыли в 80-м на шесть лет.
«Как птицы летят на юг зимой, в первые выходные июля люди едут на Грушинский фестиваль. Как бы ни закрывали, они все равно собираются. В 82-м году я собирался, в 83-м, а в 86-м году я, как честный человек, участвовал в конкурсе, завоевал Гран-при с песней «Таганай», – вспоминает автор-исполнитель, народный артист РФ Олег Митяев.
В начале 60-х самодеятельность почти в каждом вузе, на каждом предприятии. Туристические слеты, где гитара и песни до утра. В 67-м выпускник Куйбышевского авиационного института Валерий Грушин погиб в турпоходе, спасая тонущих в реке детей. В честь него и назвали самый крупный в стране фестиваль авторской песни под Самарой. Исполнитель Галина Хомчик стала его лауреатом в 87-м.
«Мы запели без микрофонов и гора подхватила. И это была фантастика, это было не забавно, но это было настолько запоминающимся явлением», – поделилась лауреат фестивалей авторской песни Галина Хомчик.
Бардовская песня, родившись в среде геологов, полярников нашла отклик в сердцах городских романтиков. Это же так просто, взять гитару и спеть о том, что тебя волнует прямо сейчас. Ну, и конечно, такому автору хочется доверять. Ведь он же не пишет песни о комсомоле или о стройках века, а поет о чем-то личном и очень сокровенном.
Бардовское движение в Советском Союзе – уникальное явление ХХ века. И сегодня молодые авторы-исполнители по-прежнему собирают залы. Артист театра на Таганке – Василий Уриевский, неоднократный участник Грушинского фестиваля. Один или со сотоварищи гастролирует по стране с песнями.
«Темы другие, язык немного другой, мелодии, ритмы меняются, но остается самое главное – делать это честно, искренне и под гитару», – отметил бард Василий Уриевский.
Авторская песня по-прежнему востребована, уверен исполнитель. И неважно, что с гитарой это уже не так модно, как было полвека назад.
Подробнее в сюжете: Музыкальная шкатулка
Читайте также: