14:00 26/12/2022

Лиричные песни и богатый стол: как в Молдове проходят зимние гулянья

МТРК «Мир»

Зимние праздники в Молдове длятся более месяца. В городах новогодние декорации появляются еще в конце ноября. А в селах народные гулянья начинаются в день Святого Андрея, который отмечается 13 декабря. Для молдаван это – день волшебства, магии и даже хулиганства.

ЗАЧЕМ МОЛДАВАНЕ ВОРУЮТ ВОРОТА

- Эй, ребята! Где сегодня будем воровать ворота?

- У самой красивой девушки!

- Давай у самой красивой и самой богатой!

Диалог с таким содержанием в ночь с 12-го на 13-е декабря можно услышать во многих молдавских селах. Молодые люди собираются компанией и отправляются к дому, где живет девушка на выданье. Там они снимают входные ворота и относят их на окраину села. Сделать это нужно незаметно, ведь отцы незамужних красавиц, как правило, поджидают непрошеных гостей. Ну а те, кто все-таки проспал «кражу ворот», утром идут в полицию. Периодически правоохранительные органы Молдовы 13 декабря публикуют сводку о том, сколько было написано заявлений по факту кражи ворот.

Девушки тоже времени зря не теряют: в ночь на Святого Андрея гадают на суженого. В копилке у молдавских красавиц десятки видов гаданий. Кто-то капает раскаленным воском в блюдце с водой в надежде увидеть профиль суженого. Другие вглядываются в коридор из зеркал. Третьи бросают сапог за забор, чтобы узнать, когда любимый сделает предложение. Кто не успел погадать на Святого Андрея, может сделать это в ночь перед Рождеством.

ОДНА ВЕРА, ДВА РОЖДЕСТВА

Молдова – единственная страна в мире, где на официальном уровне празднуют два православных Рождества – 25 декабря и 7 января. Традиция отмечать праздник по Юлианскому календарю была введена на манер православных стран Европы – Румынии, Болгарии, Греции и др. В Молдове ее придерживаются прихожане Бессарабской метрополии (относится к Румынскому патриархату). 25 декабря стал выходным днем сравнительно недавно – около 10-ти лет назад.

Но все же большая часть населения Молдовы отмечает Рождество по старому стилю – 7 января. Это день, когда семьи собираются за одним столом. Хозяйки готовят лучшие блюда.

ЧТО ТАКОЕ КРЭЧУНЕЙ, И ПОЧЕМУ ЕГО ХРАНЯТ ДО ВЕСНЫ

В некоторых молдавских селах до сих пор придерживаются обычая, согласно которому рождественский стол должен состоять из 12-ти блюд – по числу апостолов Христа. Специально к празднику молдаване закалывают поросенка, и делают из него всевозможные яства – холодец, домашние колбасы, мититеи, чигири. Отдельное место на столе занимает блюдо из толченой пшеницы – коливо (в переводе на русский – кутья).

«Без пшеницы нет ничего. Это наш хлеб. Коливо – это угощение, которое подают и на рождение, и на похороны. Рождество – это рождение Бога. Поэтому в этот день мы ставим коливо на стол», – рассказала жительница села Бутучены Олеся Кожокару.

Кроме того, хозяйки заранее выпекают рождественскую сдобу, которая для молдаван имеет сакральное значение. Только в Рождество в Молдове пекут крэчуней – плетенку в виде незавершенной восьмерки. Сама восьмерка – это символ бесконечности. А ее разорванные концы означают связь земли и небес.

«Крэчуней дарят гостям. Его нужно поставить возле иконы ножками вниз. Это нужно для того, чтобы была связь с землей. То есть связь неба, церкви, с землей и человеком бесконечна. Из земли мы приходим, и в землю уходим. Так говорили предки», – продолжила свой рассказ Олеся Кожокару.

В одних селах крэчуней хранят до Пасхи, а в других вплоть до 6 мая, когда христиане отмечают праздник Георгия Победоносца. Весной плетенку крошат на мелкие кусочки и раздают домашним животным. Считается, что выпечка, приготовленная в Рождество, придает животным больше сил. Куры лучше несутся, коровы лучше доятся, а быки лучше тянут плуг. Еще одним символом бесконечности бытия для молдаван является калач.

«Калач неспроста круглый. Он означает круг жизни, или еще – цикличность, когда день сменяет ночь, а после лета приходит осень и зима. Так проходит вся наша жизнь», – отметила Олеся Кожокару.

Калачи в Рождество дарят ряженым. Нет такого дома в молдавском селе, в котором на зимние праздники не звучат колядки.

МЕЛОДИЧНОЕ НАСЛЕДИЕ ЮНЕСКО

Молдавский фольклор насчитывает десятки видов колядок. Они различаются по регионам, по содержанию, по тематике. Например, под Новый год исполняются урэтуры: ряженые выкрикивают короткие четверостишья с добрыми пожеланиями. В Рождество проводится обряд «Стяуа», когда колядующие поют лиричные песни о рождении Христа. При этом они держат в руках звезду, по аналогии с Вифлеемской.

«Колядующие по традиции считаются посланниками Господа, которые приходят, чтобы оповестить о рождении Христа, и в то же время осуществить связь между чудом и повседневной жизнью людей. Они приходят, чтобы сказать, что Иисус Христос знает обо всех вас и о ваших добрых делах», – рассказала этнограф Варвара Бузилэ.

В некоторых селах для рождественских обрядов выбирают тотемное животное – козу, медведя или лошадь. Ряженые переодеваются в одного из зверей и показывают театрализованное представление. А на севере Молдовы распространено сказание о Маланке – прекрасной девушке, которую украли турки. В рождественских шествиях принимают участие дети и взрослые. В 2013-м году один из видов молдавских колядок, которые исполняют только мужчины, были включены в список нематериального наследия ЮНЕСКО.

«Эти колядки называются «Чата Бэрбэтяскэ». Считается, что у них самый богатый и старинный репертуар. Эти колядки должны были петь все мужчины той или иной семьи, и никто не мог их пропустить»», – рассказала Варвара Бузилэ.

В прежние времена «Чата Бэрбэтяскэ» исполняли в каждом дворе. Считалось, если ряженые не придут в гости, удача пройдет мимо. В своих песнях колядующие желают хозяевам дома хорошего урожая, богатого приплода домашних животных и процветания.

МОШ КРЭЧУН

Несколько лет назад энтузиасты и этнографы воссоздали по мотивам народных сказок образ Мош Крэчуна – молдавского Деда Мороза.

«Мош Крэчун отличается от сказочных новогодних героев, которые есть в других странах. При разработке его наряда за основу были взяты национальные особенности. Это характерные для нас текстильные материалы, мех, орнаменты», – рассказала художница Алла Лянкэ-Лупу.

На голове у Моша Крэчуна пышная шапка из овчины. От мороза его спасает белый тулуп, вышитый растительными узорами. А под тулупом герой молдавских сказок носит национальную рубашку. Подарки детям Мош Крэчун достает из тканой сумки. В этом году сказочный герой получил более восьми тысяч писем, в которых дети просят об исполнении заветных желаний.

«Нам пишут нуждающиеся, особенные дети. У них очень простые просьбы. Кто-то просит обувь, апельсин, торт к Новому году. Есть письма, где ребенок для себя не просит, а пишет, что сосед болеет и Мош Крэчун должен приехать к нему», – рассказал основатель «Академии Моша Крэчуна» Салават Жданов.

Письмо сказочному герою может отправить любой ребенок. На конверте достаточно указать «Мошу Крэчуну», и он обязательно дойдет до адресата. В «Академии Моша Крэчуна» ответят каждому ребенку.