В театре «Русская песня» Надежды Бабкиной состоялась премьера комедийного спектакля «Очень веселые ребята». Место действия – советский санаторий. Народная артистка России Надежда Бабкина исполняет роль Бываловой.
Связана ли постановка с известным фильмом? Как актриса характеризует свою героиню? Чем отличается атмосфера спектакля? И почему создатели обратили внимание именно на эту классику советского периода? Об этом певица рассказывает в эксклюзивном интервью программе «Культ личности».
- Мы говорим о премьере, которая только вышла. Это «Очень веселые ребята». И вопрос, исходя из названия – это фантазия, или же этот спектакль связан с известным советским фильмом?
- На мой взгляд, пересечения могут быть. Если рассматривать досконально, то пересечений никаких нет. Но они есть по персонажам. Если мы берем кинофильмы «Веселые ребята» и «Волга-Волга», это очень много песен Дунаевского. И если у тебя память присутствует, ты волей-неволей ее туда отбрасываешь. И музыка Дунаевского – это такое прямое прочтение, из этого направления. Я играю роль Бываловой. Это хозяйка санатория тамошнего. Вообще вся ситуация и вся жизнь в спектакле происходит в Советском Союзе. Ведь кто тогда ездил в санатории? Это, как сегодня мы говорим, «поехали на юга». Кого отправляли? Передовиков производства, людей, добившихся каких-то результатов. Это заслуженные люди – учителя, медики, инженеры, комбайнеры, трактористы.
- И все, как один, стахановцы.
- Ну, не обязательно, но передовики. В колхозе человек выдающийся – ему путевочку организовывали, и он ехал. И вот эта история происходит в одном из санаториев, всесоюзной здравнице «Дружба народов». Как известный фонтан на ВДНХ. Там обязательно стоит баба с веслом, прямо на сцене, и фонтанчик есть, там водичка плещется. И все события, как правило, происходят у фонтана. Почему мы обратили взор именно на эту классику советского периода? На мой взгляд, у нас в то время были какие-то глобальные ценности. Ценности семьи, уважительного отношения друг к другу, к разным народам. Ведь Советский Союз был огромен, и его наследие осталось у нас. И, показывая это, мы тем самым рассказываем, что сегодня нужно перенимать из тех времен. Потому что время сложное, ситуации непростые, люди не хотят бесконечно с экранов телевизора смотреть информационные и событийные вещи, которые не очень-то приятны. И они смотрят в прошлое, а там все было наоборот. У нас не было телефонов. Свидания назначали, если повезет, дозвонившись до человека домой или на работу. И свиданки были замечательные, и в кафе ходили, и в театр, и в кино. Сегодня в кино, слава Богу, обращают взор на исторические факты, исторические фильмы снимают. А куда делись наши передовики производства? Ведь хлеб мы кушаем каждый день! Про хлеб – ничего. Про учителей – ничего. Наверное, на то есть причина. Потому что это ЕГЭ тоже замотало всех.
- Насколько я знаю, ваша героиня – Бывалова – очень строгая. Этот персонаж для вас положительный или отрицательный?
- Поначалу я к этому персонажу отнеслась как к отрицательному, потому что она такая грубиянка, всех чморит, это нельзя, то нельзя, замолчи и так далее. Но когда на ее команду – а это санитары, врачи, медсестры и даже отдыхающие трактористы, инженеры, комбайнеры, доярки – которые в течение месяца друг к другу привыкали, вдруг кто-то приезжает и начинает говорить «Вы не народ, вы не профессионалы своего дела, а сброд» – тут она выходит, то есть я беру красное знамя, выхожу вперед в красном костюме (по решению режиссера) и говорю: «Мы не сброд, мы между прочим советские люди! И не обделены талантами!»
- Аплодируют здесь?
- Да! С одной стороны, это вызывает у зрителей какую-то доброту и смех, а с другой – вызывает какое-то желание аудитории это услышать. И дальше я говорю: «Что вы приуныли, носы повесили? Нас бьют, а мы крепчаем. А ну, режиссер, бери свой рупор, давай кричи в него!» То есть я даю команду в защиту не только своего персонала, но и отдыхающих. И аудитория это понимает, это считывается. Казалось бы, была строгость – куда ушла? Главное – результат. А результатом все довольны и все счастливы. И мне кажется, сегодня очень актуальна эта тема. В постановке много комедийных персонажей. Людям комедия нужна.
«У Карла Иваныча возьми 200-300 медицинского чистого, для профилактики. Понял? А нам накрой стол номер 6 – диетический, так сказать. Зови всех наших. Успокаивать будем».
- Я перед началом спектакля всегда выхожу в кафе и наблюдаю за публикой.
- Они вас узнают?
- Конечно! И вот я пью чай, наблюдаю. Мне потом легче третий акт работать. Это когда заканчивается спектакль, и я говорю некое послесловие – в какое время мы живем, почему мы это сделали. Обращаюсь к людям, которые пришли, на простом человеческом языке. И люди аплодируют. И всегда этого ждут. Это стало нормой в нашем театре. Я представляю всех артистов лично – и каждому аплодируют. Это не просто когда отыграли, поклонились, занавес закрылся, ты поклонился еще раз и ушел. Я хочу, чтобы каждому лично поаплодировали – ведь у каждого есть свой герой. И цветы в этот момент несут, и какие-то подарочки, записочки – и мне это очень нравится.
- Спектакль поставила Нина Чусова. Она не только режиссер, но и автор пьесы. И, как вы справедливо заметили, очень необходимо и очень непросто поставить сегодня комедию. И она – режиссер, умеющий ставить такие спектакли, которые будут смешными и веселыми именно тогда, когда это необходимо. Она ставит уже четвертый спектакль. Скажите, а вы вообще с ней спорите?
- В основном, спорит она со всеми. Но как спорит? Она эмоциональный человек. И мне так это нравится!
- Ну, эмоцинальнее вас-то быть невозможно!
- Нет, что вы, я отдыхаю! Потому что она перекрывает вообще все и вся. Но дело в том, что я не должна мешать режиссеру. Мне нравится, что режиссеры видят чуть по-другому, чем я. Потому что большое видится на расстоянии, это известная история. Я знаю всех своих, точечно, до одного. И у меня глаз может замылиться или возникнуть определенное отношение: с тем-то он справится, а с тем-то – нет. Я считаю, что это неправильно. А режиссер сама назначает персонажей, сама видит, кто кем будет, и так далее. Иногда я могу посоветовать, если она спросит. Типа «давай сделаем дубль, вдруг кто-то заболеет». И это правильно. У нас все главные герои дублируются. У нас проверяющего из ЦК играет Николай Добрынин. На него лепили вот такое пузо, вот такую задницу. Он говорил: я должен был вжиться в этот образ, показать себя тяжелым. А он сам худенький, вот такой дрыщ, худющий, а тут на него все это навесили! Он стоит, в профиль себя разглядывает, я ему говорю: что, Коль, нравишься? Он отвечает: не то слово, я в первый раз в жизни увидел у себя хоть какой-то живот. И рассказывает: я искал походку, как мне сделать тяжелую походку, мне должно быть тяжело и душно, я ж прилетел на юг, а это же лето, мне жарко! Он потрясающий. И вот взамен ему, если он занят, Леша Ягудин, который блестяще справляется. Он много лет играет у нас в театре. Олеся Железняк играет и Валя Рубцова. И все они настолько разные! Когда встал вопрос, кто поставит, я предложила Нину. Говорю: Нин, давай поставим «Веселые ребята». Она даже не стала спрашивать, будем ли мы приближаться к кинофильму, вообще ничего не стала спрашивать. Говорит: согласна, согласна, давай сделаем комедию! Я говорю: в этом-то все и дело. И вот все эти элементы стали срастаться. Мы довольно быстро спектакль сделали. У нас в театре параллельно шло шесть проектов. Шесть! Мы отработали три из них, скоро отрабатываем еще один, и потом готовим «Тихий Дон». У нас уже идут репетиции, там очень серьезно все.
- Говорят, оперным певцам, когда они отдыхают, очень важно, чтобы была полная тишина. Как вы отдыхаете?
- Да я не отдыхаю. Я отдыхаю только тогда, когда понимаю, что мне надо в постель. Когда подъезжаю к дому, у меня перед глазами моя подушечка, моя подружечка – чтобы меня никто не тревожил, никто ко мне не подходил – благо, у меня есть куда скрыться, если что. И в этот момент я прошу: меня не трогать никому, я хочу молчать и вырубиться. Это про отдых. А вообще прошлый год был чудесный – Год культурного наследия народов России. И это не только наш год, вы поймите, это нематериальные духовные и культурные ценности. Их нельзя потрогать руками. Это год и ваш, потому что вы занимаетесь подготовкой кадров, которые нам необходимы в работе. Как они себя потом находят в работе – это уже второй, третий, десятый вопрос. Факт в том, что вы вкладываете эту духовность, интеллектуальность, понимание истории, литературы, художников. Потому что туда включаются и декораторы, и костюмы. И вся эта смесь выдает один продукт. И Нина Чусова отважилась вложить народный жанр во все спектакли. И для меня это стало манком. Другие режиссеры теперь делают то же самое. Театр называется Московский государственный академический театр «Русская песня». Значит, мы обязаны блюсти наши национальные традиции. В спектакле ли, в концертной ли программе, в шоу, в народной мистерии ли – неважно. Важно, что это должно бесконечно звучать. И когда мы делаем такого плана спектакли, мы проводим громадные фестивали, куда включаем также спектакли театров разных национальностей. И там бывают все, от мала до велика: семейные коллективы, 3-6-летняя детвора и дедушки-бабушки, театралы, чтецы, музыканты, певцы. Они выходит на летнюю сцену – и площади, это 10 тысяч, 15 тысяч народу, в зависимости от того, куда ты едешь – рукоплещут и счастливы, что они прикоснулись к чему-то очень важному для себя! И поэтому наша задача, задача творцов – не из легких. Театр – это живой организм, в театре особый дух. Поэтому ходите, люди, в театр! И душу свою потешите, порадуете, и некую образованность приобретете – может быть, что-то подзабыли. И если малыши приходят, то это еще и воспитательный процесс. А это все и есть культура.
Подробнее в сюжете: Гости эфира