Новый год на рынке недвижимости начался с повышения банками ставок по ипотечным программам. Почему это произошло и чем может грозить в будущем, в эфире «МИР 24» рассказал финансист Павел Сергеев.
Одним из первых о подорожании ипотечных кредитов объявил Сбербанк. Оно составило 0,5%, и теперь минимальная ставка в сегментах и первичного, и вторичного жилья составляет 10,9% годовых. Это коснется всех ипотечных программ, кроме льготных?
- Вы абсолютно правы, подняты рыночные ставки. Ставки по льготной ипотеке утверждаются правительством и Центробанком.
Насколько это значительное повышение ставки с точки зрения заемщика и банка? Для кого оно важнее и более чувствительно?
- Мы понимаем, что для наших граждан любое повышение чувствительно. Для банков любое повышение – это прибыль, для них это интерес.
Насколько я знаю, для среднего клиента банка важнее не минимальная ставка, а средняя.
- Для потребителя важно, что прописано в договоре. У нас были и нулевые ставки, и минимальные. Конечно, важнее средняя. Мы будем учитывать, какой платеж нужно вносить за определенный период времени.
И коль скоро мы говорим о повышении, процитирую представителей Сбербанка: «Ставки по ипотеке были повышены из-за текущих рыночных условий». Что это за условия? Увеличился спрос или уменьшилось предложение? Меньше стали строить жилья или больше? Что повлияло?
- Если взять весь рынок недвижимости, давайте вернемся на три года назад, в 2020 год. Когда началась пандемия, для застройщиков было золотое время, особенно по загородной недвижимости. Люди из квартир начали убегать за город. Потом начали дорожать стройматериалы, и пошел большой прирост цен на квартиры. Потом случилась спецоперация, и жилье просто встало. Сейчас никто не продает и не покупает.
Из-за этого меняются ставки в сторону повышения. Некоторые специалисты говорят, что нынешнее повышение ставок на ипотеку – это отложенная реакция на события прошлого года.
- Да, в прошлом году у нас все встало, в принципе, это и отложило повышение. Минфин пытался доказать, что пора и льготную ипотеку убирать. Ладно, что ее отстояли.
Была интрига, сохранится ли семейная ипотека. Ее удалось отстоять, ее продлили. С другой стороны, говорят, что тенденция на рост ставок по ипотечным кредитам продолжится. Что и как может повлиять на эту процентную ставку?
- Я сомневаюсь, что льготная ставка повысится, она утверждена президентом.
Какова тенденция роста ставок по обычным ипотечным кредитам? До какого уровня они могут расти и что на это может повлиять?
- Сомневаюсь, что будет сильный рост. Потому что до сих пор рынок у нас просто стоит, а недвижимость падает в цене. Банкам будет невыгодно в 2023 году делать еще выше ставку. Потому что тогда рынок просто будет стоять. Из-за этого государство и ЦБ и реализуют такие программы, как семейная ипотека, ипотека для новых территорий, ипотека для IT-специалистов. Так что государство будет субсидировать банки, чтобы ставка не поднималась.
Как сыграет то, что в конце декабря в России отменили предоставление кредитов под нулевые ставки от застройщика?
- Нулевые ставки от застройщиков – это обширный маркетинговый ход. Госпожа Набиуллина правильно сделала. Но она не полностью их отменила. Сейчас убрали нулевые ставки, но оставили в районе 3%. Соответственно, будут заоблачные цены на жилье. Никто не будет работать себе в убыток или в ноль. Это не про нашу страну.
Достаточно часто приходится слышать, что в новом году драйвером ипотечных программ будет именно семейная ипотека. Насколько вы согласны с таким утверждением?
- Я согласен. Сейчас семейная ипотека по средней ставке 5,5% доступна для семей с детьми, где хотя бы один ребенок родился начиная с 2018 года. Она будет реально драйвером, потому что у нас колоссальное количество таких семей.
Подробнее в сюжете: Гости эфира
Читайте также: