Коляда приехал в Москву, и в «доме Облонских все перевернулось…» В российской столице стартовали традиционные гастроли «Коляда-театра» из Екатеринбурга после двухлетнего перерыва из-за пандемии.
По традиции в театральном центре «На Страстном» Николай Коляда лично встречает зрителей, раздает автографы, продает собрания сочинений. Снова аншлаг, публика сюда приходит в большинстве своем не впервые. Но и те, кто ранее никогда не видел ни одной постановки этого самобытного театра, ведут светские беседы на театральные и литературные темы, в основном, конечно, обсуждают «Солнце русской драматургии», как давно уже прозвали Коляду.
В этом году гастроли театра в Москве продлятся до 3 февраля включительно. Играют по одной, а то и по две постановки в день. В выходные – по две-три, также организованы читки пьес современных драматургов, на которые можно попасть по предварительной записи.
Начались гастроли с премьерного показа «Тараса Бульбы». Еще одна премьера – «Анна Каренина» – сцены русской жизни в инсценировке Н. Коляды. И, надо сказать, что весь спектакль в целом и нужно воспринимать в ключе «сцен из русской жизни», которые мастер изображает, как всегда очень колоритно, с русской душой наизнанку, со скоморошьими и шаманскими танцами и в то же время с острым драматическим и трагическим ощущением жизни.
Фото предоставлено пресс-службой «Коляда-театра»
«Это печально, но что делать. Русский народ он такой…», – говорят герои со сцены.
Анне – 26 лет, Вронскому – 21 год. И это было самым важным для Николая Коляды, как он сам отметил в предисловии к постановке. Это история любви молодых людей, которым казалось, что они нашли свою вторую половинку. Но есть ли в мире та самая половинка? Или каждый человек так уникален, что обречен на одиночество и несчастную любовь?
Идя в «Коляда-театр» на классические произведения, важно помнить, что здесь работают не по канонам привычной театральной классики. У этого театра из Екатеринбурга своя история, свой почерк, свой подход и свой взгляд не только на искусство, но и, кажется, на жизнь в целом.
«У Толстого – все живое, все словно с улицы: страсти, ревность, гибель, любовь. И ничем не отличаются чувства нынешнего человека от того, что волновало героев Толстого. Разве что костюмы поменялись, а человек – он остался прежним. Все как в романе: страстная любовь Анны и Вронского, презрение общества и ужасная гибель героини», – сказано в описании к постановке. И на сцене действительно очень современные персонажи и люди, но они из какой-то будто бы другой жизни. Впрочем, и такие встречаются. И это факт. Так что не стоит сильно удивляться.
– Для того, чтобы познать любовь, надо сначала ошибиться, а потом поправиться. – Даже после брака?
Впрочем, как рассказал Николай Владимирович, однажды зрительница, выходя из зала, громко кричала, что этот театр надо сжечь. Зачем и почему, понять можно, только увидев. Это всегда жесткие истории из жизни, люди, опустившиеся на самое дно, но именно в «Анне Карениной» есть и «луч света в темном царстве». И это Левин (Константин Итунин, Иван Федчишин). Он счастлив в браке с Кити (Ксения Копарулина, Виктория Лемешенко) и все его рассуждения в финале дают надежду, что не все потеряно, что есть еще те, кто способен вытащить себя со дна ямы, в которую однажды по той или иной причине провалился, и наконец осознать: «Без знания того, что я такое и зачем я здесь, жить нельзя!»
Интересно, что в спектакле занята вся труппа театра. За время пандемии она, кстати, довольно сильно обновилась. Ставших привычными москвичам лиц не так-то много. И в этой постановке главные роли в основном у новых молодых артистов. Стоит отметить, что Коляда вообще часто дает дорогу молодым. Анна – Дарья Квасова, Вронский – Никита Рыбкин, Левин – Иван Федчишин. Пока этих ребят столичная публика еще не знает, от того, видимо, наблюдает очень пристально за каждым их шагом, за каждым жестом и каждым словом, чтобы в конце концов вынести свой вердикт «верю – не верю».
Важно и то, что текст Толстого максимально сохранен. К слову, режиссер очень уважительно относится к великим классикам, но и своим традициям изменять не собирается. Именно за это его и любят те, кто любит, а ругают те, кто предпочитает иной стиль.
Фото предоставлено пресс-службой «Коляда-театра»
«Я люблю свою прошедшую любовь к нему…»
Как всегда, много шаманских танцев, жестов, но в этом тоже история целого народа. Чего стоит, например, сцена, когда Левин женится на Кити. Как она голосит, как он держится… Этот эпизод можно было бы расписать на сотни страниц, но у Коляды весь спектр эмоций вложен всего в несколько минут.
Вообще здесь столько мишуры и блеска, каких-то ярких тряпок на фоне обычных джинсов, гобелены, белые ширмы и самое главное – одна сверкающая большая ширма, стуча по которой артисты воссоздают звук стука колес приближающегося поезда. И этот стук проходит лейтмотивом через весь спектакль, а отблеск в финале вызывает ассоциацию, как же часто мы нашу жизнь делаем похожей на блеск и мишуру, стремимся к яркости, шику и – как же пусто и серо на закате.
И при всей серьезности происходящего на сцене ни в коем случае нельзя забывать, что главный персонаж тут – ирония и сатира. Высмеивается буквально каждое действующее лицо. К слову, гротеск – любимейший прием Коляды. И это очень важно помнить при просмотре.
И можно много и долго анализировать героев, но описать все равно не получится, потому что тут каждый, даже самый второстепенный персонаж, настолько яркий и нелепый, что запоминается надолго.
«Человеку дан разум, чтобы избавиться от того, что его мучает».
И это избавление может быть очень разным – как трагическим, так и рациональным. Недаром все время обращаешь внимание, что в ситуациях измены герои всегда пытаются найти выход. И Стива (Антон Макушин) не один раз задается вопросом: что еще можно сделать? Как поправить положение?
И, казалось бы, что может быть проще – взять и исправить ошибку. Но что делать, если ты нарушил моральные принципы, если ты преступил черту, после которой уже нет пути назад, и что бы ты ни делал, эта тень так и будет преследовать тебя? Как не оступиться, как удержать себя от соблазна? Или все же пойти на поводу у своих желаний? И неважно, какой век на дворе. Нравственные законы по-прежнему в силе. И от того, нарушены они или нет, во многом зависит, сколько человек подпишутся под словами: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему…»
Фото предоставлено пресс-службой «Коляда-театра»
Подробнее в сюжете: Театр