23 января исполняется 120 лет со дня рождения знаменитого кинорежиссера, сценариста, народного артиста СССР Григория Александрова. Мастер комедии, кумир публики, любимец Сталина – он был первым, кто показал советскому зрителю настоящий мюзикл на экране, и одним из немногих, чьи фильмы высоко оценили за рубежом.
Его ленты «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга» сегодня называют классикой советского кино. Оптимистичные, воодушевляющие, музыкальные – в 30-е годы эти работы кинематографиста стали для соотечественников настоящим глотком свежего воздуха. Как Григорий Александров пытался создать свой Голливуд в СССР? И что осталось за кадром его выдающихся шедевров? MIR24.TV собрал интересные факты о лучших довоенных комедиях режиссера.
В мир большого кино Григорий Александров попал благодаря одной судьбоносной встрече. В 1921 году никому не известный уральский режиссер познакомился с Сергеем Эйзенштейном и стал его помощником. Под руководством талантливого новатора Григорий поучаствовал в создании фильмов «Стачка» и «Броненосец «Потемкин».
Грандиозный успех последней картины открыл перед творческим тандемом новые возможности: вместе режиссеры отправились за границу, чтобы продвигать отечественную киноиндустрию. Александров, страстно желавший постоянно совершенствоваться в профессии, не упустил шанса попасть в Америку и познакомиться с легендами Голливуда: Чарли Чаплином, Бастером Китоном, Уолтом Диснеем, Марлен Дитрих и другими.
По возвращении в СССР Эйзенштейна и Александрова пригласили на закрытое совещание ЦК Компартии. В своих мемуарах Григорий Васильевич вспоминал о той встрече: «Речь шла о том, что советский кинозритель справедливо требует советских кинокомедий, а их почти нет. Это был социальный заказ. Срочный! Сергей Эйзенштейн придумал сценарий «М.М.М». Мне его затея настолько не понравилась, и мы так долго спорили, что я отважился создать фильм без него, самостоятельно – звуковую, музыкальную комедию».
Так появились «Веселые ребята» – отечественный кинопродукт, снятый в лучших традициях Голливуда. В картине Александров сочетает приемы оперетты и мюзик-холла с эксцентрическими и цирковыми трюками. Работу активно поддержал руководитель советского кинематографа Борис Шумяцкий, который давно мечтал построить в СССР собственную «фабрику грез». Однако новые веяния, привезенные с Запада, приходятся по душе не всем…
Трудно представить, но «Веселые ребята» могли оказаться в архиве, так и не попав на экраны. В наркоме просвещения раскритиковали готовую картину за отсутствие партийных идей и решили не допускать ее к показу. Однако фильм захотел оценить сам Сталин, и после просмотра вынес вердикт: «Это очень счастливый фильм. Я как будто месяц в отпуске провел. Будет полезно показать его всем нашим рабочим и колхозникам».
Вскоре одобрение вождя разделили и миллионы советских граждан. Дебютная работа Александрова имела огромный успех. Ее представили на Втором Венецианском кинофестивале, а затем показали и во многих зарубежных странах. Искрометная комедия принесла Григорию Васильевичу не только всенародное признание и почетную награду ордена Красной Звезды, но еще и многолетнюю, преданную любовь.
Именно с этого фильма начался семейный и творческий союз Любови Орловой и Григория Александрова. Брак «самой красивой пары советского кинематографа» продлился 42 года, пока смерть знаменитой актрисы не разлучила супругов.
Интересной оказалась не только судьба самой кинокартины, но и история ее производства. Во время съемок произошло немало курьезных эпизодов – в том числе с участием животных. По задумке авторов, в одной из сцен четвероногие актеры должны были вылакать все спиртное и устроить небольшой погром. И если основная часть звериной массовки справилась с задачей на ура, то поведение пьяного быка оказалось непредсказуемым. Рогатый сорвался с привязи и стал гонять испуганных ассистентов по всей площадке. Для укрощения быка пришлось даже вызывать пожарную бригаду.
Примечательно, что изначально Григорий Александров назвал свою картину «Джаз-комедия». Но во время премьерного показа ленты кто-то произнес: «Вот это веселые ребята!». Режиссеру так понравился восхищенный отзыв зрителя, что он переименовал свое детище. Кстати, за рубежом картину и вовсе демонстрировали под названием «Москва смеется».
Триумф «Веселых ребят» вдохновил Александрова на создание еще одного грандиозного проекта. Режиссер решил снять киноверсию комедийного спектакля «Под куполом цирка», который к тому моменту уже с успехом шел на сцене Московского мюзик-холла. Для своей работы он привлек авторов пьесы Илью Ильфа и Евгения Петрова. В готовый сценарий Григорий Васильевич внес множество собственных правок и дополнений, после чего прозаики попросили убрать их фамилии из титров.
На главную роль в фильме Александров сразу утвердил свою жену и главную музу – Любовь Орлову. И она его не подвела. В работе актриса проявила такую силу терпения и самоотверженность, какой вряд ли мог бы похвастать кто-либо еще. Знаменитая сцена, в которой героиня «Цирка» исполняет хореографический номер на пушке, стоила Орловой нескольких недель лечения после съемок.
Девушке пришлось танцевать на стеклянной площадке над жерлом пушки, куда был вмонтирован прожектор. Через несколько дублей стекло очень сильно нагрелось. Несмотря на это, Любовь Орлова не только продолжила плясать, но еще и в конце номера присела на раскаленное стекло, не моргнув и глазом. Когда эпизод был отснят, на киностудию вызвали скорую помощь – артистке диагностировали ожог третьей степени.
Впрочем, все эти старания не пропали даром. Картина произвела фурор в СССР – ленту отметили Сталинской премией Первой степени. А на Международной выставке в Париже «Цирку» присудили Гран-При.
Идея очередного музыкального киношедевра пришла к комедиографу на вечере самодеятельности. Там режиссер встретил талантливую деревенскую девушку, которую начальство не хотело отпускать в Москву на конкурс. Александров решил обыграть эту историю в своем новом фильме. Так появился сюжет сразу о двух творческих коллективах, вынужденных противостоять бюрократии, чтобы попасть в столицу на олимпиаду художественной самодеятельности.
Интересная легенда есть и у названия ленты. По одной из версий, оно появилось благодаря Чарли Чаплину. Во время поездки в США Григорий Александров исполнил для звезды немого кино песню «Из-за острова на стрежень». Чаплину очень понравилась строчка «Волга, Волга, мать родная…», и он предложил советскому режиссеру назвать так какой-нибудь фильм.
Конечно, на съемках «Волги-Волги» не обошлось без актерских подвигов. В одной из сцен герой фильма Бывалов бросается в воду с верхней палубы теплохода. Снимать этот эпизод пришлось глубокой осенью – вода была уже студеная, кое-где у берега даже плавали льдинки. Актер Игорь Ильинский сразу же блестяще справился с задачей, но в первом дубле подвела техника – заело пленку. Во время второго прыжка пароход качнуло, и отчаянный трюк артиста не попал в кадр.
«В общем, только на седьмой раз все обошлось благополучно, и Игорь Владимирович, замерзший, продрогший, выполнил свою героическую работу», – делился впоследствии воспоминаниями Григорий Александров.
Как и предыдущие работы режиссера, комедию «Волга-Волга» высоко оценил Иосиф Сталин. Позже он сказал Александрову при вручении ордена Ленина: «Это тебе за смелость. У меня такой же». Известно, что Верховный главнокомандующий пересмотрел картину несколько раз и даже выучил наизусть реплики героев. Создатели фильма были удостоены Государственной премии, а одну из копий ленты передали в подарок президенту США Франклину Рузвельту.
Подробнее в сюжете: Новости кино