Ровно 70 лет назад, 24 января 1953 года родился один из самых знаменитых музыкантов современной России, народный артист СССР, альтист и дирижер Юрий Башмет. «Альтист – это скрипач с темным прошлым», – любит повторять он сам. В честь юбилея маэстро рассказываем, каким было его прошлое, почему он отказался эмигрировать за рубеж и где нашел единственную любовь всей своей жизни.
Жизнью музыканта управляет случай. По крайней мере, в детстве и юности было именно так. Кто-то считает его баловнем судьбы, кто-то называет сумасбродным гением, кто-то недолюбливает за жесткую политическую позицию. Но и первые, и вторые, и третьи сходятся в одном: музыкант, который сегодня отмечает свое 70-летие, совершил почти невозможное. Первым в мире он превратил альт, всегда считавшийся вспомогательным инструментом симфонического оркестра, в яркого и самобытного солиста.
Если бы Майя Башмет – мама будущей мировой знаменитости – послушала врачей, гениальный альтист не появился бы на свет. Из-за проблем с сердцем женщине настоятельно советовали не рожать второго ребенка. Но она была непреклонна в своем решении, поскольку совершенно точно знала, что носит очень талантливого сына. И не ошиблась.
Юрий Башмет появился на свет 24 января 1953 года в Ростове-на-Дону. Для его родителей этот город не был родным. Отец, Абрам Башмет, был уроженцем Одессы, а мама родилась в Киеве. Познакомились они в Ленинграде, куда оба приехали учиться: он – в Институт путей сообщения, она – на филфак ЛГУ. А в Ростов-на-Дону попали, когда в 1948 году отец Башмета, тогда еще молодой выпускник-железнодорожник получил туда распределение.
Маленький Юра прожил в Ростове-на-Дону недолго. В 1957 году отца перевели в управление Львовской железной дороги, и семья отправилась в Западную Украину. Это был еще один счастливый случай. Как рассказывал сам музыкант, «Львов – очень культурный старый город Западной Украины, к тому же очень удобно расположенный. Выдающиеся музыканты, проезжая по дороге из Советского Союза в Европу или из Европы – в Советский Союз, давали концерты в нашем городе. Например, Рихтер выезжал с одной программой, а возвращаясь с гастролей через месяц, уже играл вторую программу в нашем городе. Я слушал всех этих корифеев, но признаться, тогда еще мало что понимал».
Фото: Зотин Игорь/ТАСС
В семье Башметов не было профессиональных музыкантов, хотя и отец, и мать умели играть на музыкальных инструментах. Юрию была уготована другая судьба. Убежденная в его способностях мама пригласила для него учителя, который «поставил руки» мальчику для игры на скрипке. И снова вмешался случай. Во Львовской средней специализированной музыкальной школе скрипичный класс оказался полностью заполнен. Башметам предложили поступить в класс альтов. Об этом инструменте никто из них ничего всерьез не знал.
Окончательное решение внезапно принял сам Юра. Позже он признавался, что на него повлиял приятель, с которым они вместе осваивали гитару. Тот сказал, что альт требует меньше времени и усилий, чем скрипка, а значит, можно будет не бросать и гитарные занятия.
Гитару Юрий Башмет действительно не бросил. Даже в своей музыкальной школе он пользовался особо популярностью как отличный исполнитель и аранжировщик композиций The Beatles. Девятиклассником Юра уже играл в симфоническом оркестре Львовского политехнического института и был популярен в городе как неплохой джазмен, игравший на альте, гитаре, рояле и ударных. При этом у него находилось время играть в футбол и гонять на велосипеде – короче, жить обычной мальчишеской жизнью.
И все-таки «случайный» альт все больше захватывал его. Окончив в 1971 году школу, Башмет отправляется в Москву поступать в консерваторию. Там его уже ждал родоначальник русской школы альта Вадим Борисовский. За пару лет до того он услышал юное дарование во время московских гастролей львовского оркестра. Идею о переводе мальчика в столичную музыкальную школу мэтр отринул, а вот на поступлении в консерваторию настоял. И был совершенно прав: Башмету на вступительных экзаменах поставили не просто пятерку, а пятерку с плюсом – в виде исключения. Борисовский сразу же поздравил его с поступлением, хотя впереди были еще другие экзамены.
Под руководством Вадима Борисовского юный Башмет сделал первые, самые трудные шаги в большой музыке. И уникальным альтом работы итальянского мастера Паоло Тесторе, на котором Юрий играет с 1972 года, он тоже обязан своему учителю. «Этот инструмент попал ко мне на первом курсе консерватории, – рассказывал Башмет. – Стоил он тогда неимоверных денег: полторы тысячи рублей! И спокойно мог стоить еще дороже – три-четыре тысячи. Но его владельцы должны были за семь дней уехать за рубеж на ПМЖ и не могли ничего взять с собой. Они передали альт из Одессы через знакомого музыканта. И вот мне позвонил мой профессор Борисовский и сказал: «Приезжай. Твой итальяшка тебя ждет».
С этим уникальным альтом Юрий Башмет впервые вышел на сцену Большого зала Консерватории. С ним же он выступал на первых конкурсах, получив в 1975 году вторую премию на международном конкурсе альтистов в Будапеште, а в 1976-ом – став победителем международного конкурса в Мюнхене. Тогда главной наградой ему стал гастрольный тур по немецким городам, немедленно прославивший музыканта.
А еще московская консерватория подарила Юрию Башмету любовь всей его жизни. Они познакомились на первом курсе: бойкая скрипачка Наталья Мельник из украинских Сум и робкий тогда львовский альтист. Именно робость поклонника помешала Наташе оценить, кто принялся ухаживать за ней. Но уже год спустя у них завязался роман, который на пятом курсе завершился свадьбой. Праздновали Башметы ее несколько раз. Первый – в студенческом общежитии консерватории. Второй – в Киеве, где молодых сняли с идущего во Львов поезда друзья родителей Башмета. Третий – собственно, во Львове у родителей, а четвертый – в Сумах, на родине Натальи.
Семья получилась замечательная! Вопреки расхожему мнению о ветрености артистов, Башметы до сих пор вместе. Они воспитали дочь Ксению (она стала пианисткой) и сына Александра (он получил экономическое образование), а сейчас помогают дочери воспитывать внука Гранта.
Фото: Артем Геодакян/ТАСС
Перечисление творческих достижений и высоких наград Юрия Башмета может занять несколько страниц. Самые важные, пожалуй, среди них – звания Народного артиста СССР и Героя труда России. Первое знаменитый альтист получил в 1991 году, незадолго до распада Советского Союза. Второе – в прошлом году. Как сказано в указе президента России о присвоении звания, Башмет удостоен его «за особые трудовые заслуги перед государством и народом».
Юрий Башмет четыре раза становился лауреатом государственных премий России и один раз – СССР. В его багаже – полученная в 2008 году премия «Грэмми». Он кавалер двух орденов «За заслуги перед Отечеством» и ордена Дружбы. А самое главное, он – музыкант мирового уровня. Причем не только как артист, но и как дирижер.
За дирижерским пультом Башмет тоже оказался по воле случая. В детстве он не раз вставал с палочкой на табуретку, подавая сигналы воображаемым музыкантам. И в консерватории весьма неплохо проявил себя на занятиях по дирижерскому искусству. Но всерьез взять на себя руководство оркестром ему пришлось в 1985 году совершенно неожиданно. Случилось это во французском городе Туре во время очередных гастролей. Стоять за пультом должен был Валерий Гергиев – хороший друг Башмета. Но он почему-то не смог приехать. И тогда Юрия уговорили вспомнить консерваторские навыки. Эксперимент оказался удачным, а результат настолько понравился самому Башмету, что год спустя он создал свой первый камерный ансамбль «Солисты Москвы».
С этим коллективом связана история, демонстрирующая отношение Юрия Башмета к такому понятию, как патриотизм. В 1991 году во время гастролей в той же Франции музыканты «Солистов Москвы» получили внезапное и очень выгодное на первый взгляд предложение. Они заключили временный контракт на работу с мэрией города Монпелье и приняли решение остаться за рубежом. Юрий Башмет категорически отказался поддержать коллег: он эмигрировать не собирался. Оставив музыкантов на новой родине, он вернулся в Россию и через год собрал новый состав «Солистов Москвы». А прежний оркестр на французской земле без харизматичного лидера довольно скоро прекратил свое существование.
Сегодня Юрий Башмет знаменит и как ведущий альтист мира, и как замечательный дирижер, и как педагог, и как активный общественный деятель. Он уже два с лишним десятка лет руководит Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия». Он возглавляет российские и международные музыкальные конкурсы, в том числе и среди альтистов. Юрий Башмет руководит Всероссийским юношеским симфоническим оркестром – и преподает в Центральной музыкальной школе при московской консерватории, а также в самой консерватории. Он артистический директор Молодежной музыкальной академии стран СНГ – и член Совета при президенте Российской Федерации по культуре и искусству.
И все-таки важнее всего для музыканта – сама музыка. Юрий Башмет продолжает много гастролировать: прежде всего по России, но и за ее пределами тоже оказывается нередко. В одном из таких путешествий ему довелось получить самую, наверное, необычную награду в жизни. В австрийском Зальцбурге он – впервые за две сотни лет! – получил право сыграть на альте самого Моцарта. Этот инструмент создал тот же самый миланский мастер Паоло Тесторе всего через три года после того, как закончил работу над альтом самого Башмета.
«На панихиде по своей маме Моцарт играл вторую часть знаменитой Концертной симфонии как раз на этом альте, – рассказывает Юрий Башмет. – И этот инструмент оказался «родным братом» моего альта! Невероятно!» Хотя кто бы удивлялся!